|
|
N°165, 12 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Временно застывшая структура собственности
Приватизация КамАЗа снова откладывается
Правительство в очередной раз озвучило срок приватизации госпакета (34,01%) акций КамАЗа. Как заявил вчера министр экономического развития Герман Греф журналистам в Казани, продажа бумаг автозавода сдвинута еще на полгода. «Мы не отказываемся от планов проведения IPO КамАЗа, -- цитирует его ИТАР-ТАСС, -- оно запланировано на начало 2008 года». Еще весной г-н Греф был уверен, что IPO состоится уже в конце этого года, затем менеджмент предложил перенести приватизацию на начало следующего, а недавно было заявлено о середине 2007 года.
Г-н Греф отметил, что «пока окончательно не разработана стратегия размещения акций КамАЗа». Вероятнее всего, оно пройдет одновременно в России и за рубежом. Причем на данном этапе предпочтение, судя по всему, отдается Лондонской фондовой бирже. «Сейчас консультанты выбирают зарубежную площадку, скорее всего это будет Лондон», -- заметил министр. Впрочем, так же он считал и в прошлом году.
Размещение акций, по мнению главы Минэкономразвития, преследует две цели: привлечь объем ресурсов, необходимый для того, чтобы КамАЗ мог стать конкурентоспособным на международном рынке; и обеспечить заводу условия для самостоятельной работы, то есть чтобы он не был поглощен другими компаниями. Исходя из этого государство будет решать, сколько акций можно разместить на бирже, говорит г-н Греф: «В принципе, мы готовы к отчуждению всего пакета».
Ранее же г-н Греф говорил о задаче «за счет использования госпакета акций достичь в кратчайшие сроки и публичности компании». Но его мнение разделяли не все, кто готовил процесс приватизации КамАЗа. Одним из основных противников был глава Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин. Он раскритиковал идею размещения госпакетов акций российских компаний на зарубежных рынках, заявив, что, принимая такое решение, «правительство, по сути, дает сигнал российским бизнесменам проводить IPO своих компаний не на родине», а это «негативно сказывается на развитии национального фондового рынка». Против продажи пакета КамАЗа в этом году, правда, в совершенно ином ключе, выступил и гендиректор предприятия Сергей Когогин, выразив, судя по всему, мнение всей управляющей команды: «Зачем продавать госпакет сегодня, когда не закончена программа оздоровления предприятия, ведь после ее завершения каждая акция будет стоить совсем других денег». Эти споры отодвинули приватизацию компании на неопределенное время.
Пока шли дебаты, свой пакет в КамАЗе продолжала наращивать созданная менеджментом и акционерами автозавода, прежде всего правительством Татарии, компания «КамАЗ-Капитал». Сейчас, по данным «Времени новостей», ее доля в предприятии составляет около 30% акций, это крупнейший после государства акционер. Поэтому «КамАЗ-Капитал» является противником скорой продажи госпакета завода и, судя по всему, стремится увеличить свою долю в предприятии. Впрочем, недавно г-н Когогин посетовал, что сейчас на рынке фактически нет свободных акций, и предположил, что структуру акционеров можно считать временно застывшей.
Анна ЛАНДЕР