|
|
N°165, 12 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новая метла
Реформа Ford набирает скорость
Американский автоконцерн Ford Motor Co. принял решение ускорить выход из затянувшегося финансового кризиса. Новый глава компании Алан Мьюлэли посчитал неразумным ждать 2012 года, чтобы сократить штат сотрудников на 30 тыс. человек, как планировалось ранее. Уже к 2008 году автомобильная корпорация значительно пополнит армию безработных. Новый график сокращений может быть обнародован на этой неделе после заседания совета директоров, сообщает Bloomberg со ссылкой на анонимные источники в компании.
Это будет первое собрание директоров концерна под председательством Мьюлэли, и скорее всего на нем будут объявлены другие изменения в уже реализуемом плане реструктуризации. Большинство аналитиков посчитали инициативу Ford своевременной. «В этом шаге много смысла, -- говорит президент консалтинговой компании Automotive Consulting Group Inc. Денис Вираг. -- Они знают, что им придется провести сокращения, и, конечно, лучше сделать это как можно скорее».
В последние годы Ford, как и другие американские автокорпорации, серьезно проигрывал в конкурентной борьбе азиатам. Усиливая экспансию на развивающихся рынках, он так и не сумел вовремя перестроить североамериканский конвейер, продолжая производить теряющие популярность внедорожники. В первом полугодии 2006 года чистый убыток второго по величине автоконцерна в США составил 1,44 млрд долл., а в августе продажи в США упали на 9,9%. Из-за падения продаж на местном рынке компания потеряла в прошлом году 1,6 млрд долларов.
Надежду на преодоление кризиса дал план реструктуризации, предложенный бывшим руководителем концерна и правнуком основателя компании Биллом Фордом. Для сокращения издержек он специально нанял топ-менеджера Goldman Sachs Group Кеннета Лита. Доработанный Литом окончательный план получил название «Путь вперед». Он предусматривал многотысячное сокращение штата сотрудников и закрытие 14 заводов в течение ближайших шести лет. Во избежание коллапса г-н Форд также принял решение расстаться с наименее перспективными в краткосрочной перспективе брендами, в числе которых оказались Jaguar, Land Rover, Aston Martin, а также кредитное подразделение компании Ford Credit.
Реализовать свои намерения Билл Форд так и не сумел. За время его пребывания на посту главы Ford Motor доля компании на североамериканском рынке сократилась до самой низкой отметки за последние двадцать лет -- 16%, а акции концерна подешевели в общей сложности на 40%. 5 сентября топ-менеджер ушел в отставку с поста председателя совета директоров, который занимал с 2001 года. Перед уходом он признал фиаско и заговорил о пересмотре стратегии. «Модель предприятия, которая поддерживала нас на протяжении десятилетий, не способна более обеспечивать прибыль, поэтому ей необходимо найти замену», -- заявил он.
Насколько продуктивным окажется новый проект реструктуризации, покажет время. Воплотить задуманное, но в более короткие сроки, взялся его преемник Алан Мьюлэли. Ранее 61-летний руководитель возглавлял в Boeing подразделение, специализирующееся на выпуске оборонной продукции, а с 1998 года управлял бизнесом по производству коммерческих самолетов. Получив новую работу, Мьюлэли признался, что он не является экспертом в автомобильной индустрии, но в то же время отметил, что производство самолетов во многом схоже с автомобилестроительным бизнесом. В частности, в тех аспектах, которые касаются затраты большого количества времени на внедрение новых продуктов, высоких цен на горючее и конкуренции с зарубежными компаниями.
Аргументы в пользу модернизации плана реконструкции топ-менеджер представит на совещании совета директоров уже в ближайший четверг. Предполагается, что на встрече будут предложены лишь частичные изменения действующего плана реконструкции. Тем не менее некоторые специалисты предрекают серьезные сдвиги в бизнес-стратегии Ford после предстоящего заседания. В числе главной из радикальных мер называют предложение о покупке пакета акций японской Mazda.
Денис УВАРОВ