|
|
N°165, 12 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Второе дыхание для третьего мира
Куба хочет оживить Движение неприсоединения
В Гаване вчера открылась XIV конференция глав государств и правительств стран Движения неприсоединения (ДН). На ней председательство в ДН на ближайшие три года перейдет к Кубе -- автору проекта итоговой декларации. Документ по 45-летней традиции надо утвердить единогласно, а это означает, что в течение шести дней работы представители 116 стран -- членов ДН будут добиваться компромисса по заявленным в проекте проблемам. В их числе создание многополярного мира, реформирование ООН, положение на Ближнем Востоке и ядерная проблема Ирана.
На открытии форума глава МИД Кубы Фелипе Перес Роке (на снимке) призвал ДН «сплотить ряды, чтобы вместе отстаивать свои права и интересы на международной арене». В оргкомитете саммита говорили, что цель Гаваны -- «оживить движение». И что одно уже наличие в повестке дня вопроса об американской экономической блокаде Кубы означает, что на встрече непременно зайдет речь о «сплочении развивающихся стран для сопротивления вмешательству и агрессии сильных мира сего».
Сергей Мартынов, глава МИД Белоруссии, единственного сейчас европейского члена ДН, отметил, что движение должно стать «действующим игроком» в смысле «расставания с однополярным миром». Признаком растущего потенциала ДН министр назвал то, что Минск с помощью ДН мог «успешно отклонять антибелорусские резолюции в ООН».
В Гавану прибыли премьер Индии, президенты Ирана, Пакистана и Сирии. Встреча проходит в присутствии генсека ООН и глав еще 25 международных организаций. По данным оргкомитета, в завершающих мероприятиях в пятницу и субботу, в том числе на званом обеде от имени 80-летнего кубинского лидера Фиделя Кастро, будут участвовать около 50 глав государств и правительств. Глава МИД Кубы сказал, что «физическое неучастие Фиделя в работе саммита -- это существенная потеря». Но заверил, что если Кастро, чье самочувствие после хирургической операции в июле «идет на поправку удовлетворительно», не сможет сам отобедать с гостями, то его заменит брат Рауль.
В Гаване ряды ДН пополнят две карибские страны -- Гаити и Сент-Китс и Невис. На церемонии их принятия будут присутствовать и посланцы 15 стран-наблюдателей, в том числе Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии и Украины, а также 31 страны в статусе гостя, включая Россию, которую будет представлять замглавы МИДа Александр Яковенко.
Движение неприсоединения вызвали к жизни крах колониальной системы и «холодная война». У истоков ДН стояли легендарные политики первого послевоенного десятилетия - премьер Индии Джавахарлал Неру, президент Индонезии Ахмед Сукарно, президент Югославии Иосип Броз Тито, президент Ганы Кваме Нкрума и президент Египта Гамаль Абдель Насер. В 1955 году Сукарно созвал в индонезийском Бандунге представителей 29 азиатских и африканских стран, объявивших о намерении выработать единую политику третьего мира. В 1961-м «дух Бандунга» воплотился в первой конференции ДН в Белграде, собравшей по инициативе Тито 25 соучредителей ДН.
Заведующий сектором Центра проблем развития и модернизации Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Сумский сказал «Времени новостей», что курс ДН в 1960--1980-е годы «подразумевал отказ от участия в военно-политических блоках, ведомых США и СССР, ради сохранения мира и ослабления угрозы ядерной войны». Он также основывался «на неприятии любых форм диктата и дискриминации в международных делах, поиске промежуточного пути развития между капитализмом и социализмом, позволяющем сократить отставание от лидеров мировой экономики». По словам эксперта, «страны, одобрявшие эти цели, объединялись в ДН, чтобы обеспечить себе и друг другу ту меру независимости, которая для каждой из них в отдельности была бы невозможна».
С окончанием «холодной войны», полагает г-н Сумский, ДН «было дезориентировано распадом биполярной системы». Однако «быстро выяснилось, что в новых условиях такие задачи, как противодействие сверхдержавному давлению, поиск альтернативных моделей развития, сопротивление этнической и конфессиональной нетерпимости, едва ли не более актуальны, чем прежде». «Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что ДН -- как проявление нежелания мириться с этими явлениями и присоединяться к силам, ответственным за них, -- не только не затухает, но, кажется, обретает «второе дыхание», -- заключил собеседник «ВН».
Александр САМОХОТКИН