|
|
N°165, 12 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бегущие за теплом и водой
Негостеприимную Британию люди покорили лишь с восьмой попытки
Англичане, шотландцы, ирландцы и валлийцы, населяющие ныне Британские острова, наверное, полагают, что жить тут не так уж и сложно. Несмотря на знаменитые дожди и туманы, климат на архипелаге достаточно мягкий: летом тепло, но не жарко, зимой сыро, но не слишком холодно. Но так было далеко не всегда: за последние 700 тыс. лет людям пришлось семь раз оставлять Британию, когда сюда приходила вечная зима и острова сковывало вечным льдом. Нынешние британцы и ирландцы -- это потомки уже восьмой волны иммигрантов, перебравшихся на архипелаг с континента всего 12 тыс. лет назад.
Пунктирную историю заселения Британии написали участники проекта The Ancient Human Occupation of Britain, который продолжался пять лет. За это время ученые обработали большой массив археологических данных и пришли к выводу, что древнее человечество, в периоды потепления упорно пытавшееся закрепиться на Туманном Альбионе, несколько раз вынуждено было мигрировать к югу в поисках более теплых мест. По словам профессора Криса Стрингера, работающего в лондонском Музее естественной истории, Британия всегда была краем света, границей ойкумены. Для того чтобы выжить на этих островах, людям приходилось прилагать почти запредельные усилия.
Как теперь считается, впервые люди пришли в Британию 700 тыс. лет назад: следы их пребывания были обнаружены археологами в Восточной Англии на стоянке Пэйкфилд в графстве Суффолк. Впрочем, надолго задержаться людям здесь не удалось. Следующая попытка иммиграции произошла 500 тыс. лет назад, и так повторялось восемь раз, до тех пор, пока на острова не явились предки нынешних британцев и ирландцев. Любопытно, что архипелаг пытались колонизировать не только представители рода Homo Sapiens, но и наши близкие родственники неандертальцы. Так, на стоянке Линфорд близ Норвича были обнаружены следы пребывания этого вымершего вида людей. Тогда, 60 тыс. лет назад, в Британии было сравнительно комфортно: в слоях этого времени археологи обнаруживают кости мамонтов и шерстистых носорогов. Но когда климат в Северном полушарии опять ухудшился, людям всех видов опять пришлось откатиться на юг.
Исследователи отмечают, что следует окончательно отбросить прежнюю идею о том, что на Британских островах люди постоянно живут уже много тысяч лет. Крис Стрингер отмечает, что те же австралийские аборигены, к примеру, непрерывно проживают на своем материке гораздо дольше, чем британцы. Зеленый континент, расположенный гораздо ближе к экватору, не переживал таких катастрофических климатических изменений, как Европа.
Нынешнее, восьмое заселение островов произошло после окончания очередного ледникового периода. Тогда север Европы, несколько тысячелетий находившийся под толстым слоем льда (тогда Старый Свет напоминал, скорее, нынешнюю Антарктиду или Центральную Гренландию), опять стал пригоден для растений и животных. Вслед за пищей в северном направлении опять потянулись люди. Сходным образом и примерно в тот же период, кстати, заселялась и средняя полоса России, также покрывавшаяся многометровым слоем льда. Сейчас Европа наслаждается межледниковой паузой, обеспечивающей континенту сравнительно мягкий климат. Но не исключено, что в будущем, когда Земля будет переживать очередной «пик холода», климат и в Британии, и на востоке континента опять станет крайне суровым. Впрочем, до этого момента, по-видимому, сменится не одна сотня человеческих поколений.
Жизнь между льдом и песком
То, что род человеческий восемь раз пытался заселить Британские острова, но каждый раз откатывался к югу, когда климат в очередной раз ухудшался, -- факт, конечно, любопытный, но далеко не уникальный. Судя по всему, подобные волны миграций характерны для большей части Европы, на которую с периодичностью в несколько тысяч лет накатывались оледенения и похолодания. Древние люди следовали за своим подножным кормом то на север, то вынужденно к югу. Чем-то это напоминает сезонные миграции животных и птиц, с той только разницей, что мигрирующая фауна перемещается ежегодно, а люди бегали туда-сюда за своей едой с периодичностью в несколько сотен или тысяч лет.
Кстати, некоторые подобные отступления зафиксированы уже в историческую эпоху. Известно, что европейцы открыли Гренландию еще в IX веке, а первые поселения викингов появились на острове веком позже. Однако скандинавы продержались здесь лишь несколько столетий, до серьезного всемирного похолодания, пришедшегося на XV век. Тогда гренландские колонии норманнов исчезли, и через некоторое время северянам пришлось во второй раз заселять ледяной остров. Нечто подобное, но в меньших масштабах отмечалось в Альпах, где в XVI--XVII веках ледники спустились ниже по склонам, вынудив местных жителей оставить часть высокогорных селений.
Еще один климатический фактор, регулярно выгонявший людей с обжитых территорий, -- это опустынивание. Считается, например, что около 10 тыс. лет назад людям удалось заселить большую часть нынешней Сахары. Тогда в результате увлажнения климата нынешняя бесплодная пустыня превратилась в степь, где смогли прижиться кочевники. На территории Восточной Сахары тогда регулярно выпадали муссонные дожди, сделавшие ее пригодной для расселения растений, животных и людей. Это счастье продлилось около трех тысячелетий: где-то около 7300 лет назад климат опять стал сухим, Сахара опять превратилась в пустыню, а местным племенам пришлось искать новые, более влажные территории. Впрочем, есть мнение, что в опустынивании этой зоны существенную роль сыграли сами люди. Предполагается, что многочисленные стада скотоводов стали невыносимым бременем для местной флоры. Несколько огрубляя, можно сказать, что скот просто съел и вытоптал всю растительность, и экосистема не выдержала столь нерачительного использования.
Волны человеческой миграции, приходившие и уходившие вместе с влагой, прокатывались и по другим регионам. Большинство пустынь Азии и Африки, по-видимому, заселялись по крайней мере несколько раз. Так, к примеру, Аравийский полуостров был весьма хорошо освоен людьми в эпоху раннего палеолита, когда там хватало и рек, и осадков, и растительности. Но считается, что около 20 тыс. лет назад климат стал суше, и регион превратился в безлюдную пустыню. По-видимому, вторичное заселение региона произошло 6--8 тыс. лет назад.
Однако гораздо чаще при менее катастрофических изменениях климата люди не сбегали с обжитых мест, но вынуждены были менять свои хозяйственные привычки. Если наступал холодный период, населению приходилось затягивать потуже пояса и отказываться от выращивания теплолюбивых растений и содержания не привычных к морозам животных. Так, например, произошло пять веков назад в Исландии. При похолодании местная скандинавская колония не исчезла, как в Гренландии, а как-то выжила. Однако жителям пришлось отказаться от посевов злаковых культур, которые уже не успевали созревать за короткий летний период.
"Последнее убежище" человечества
Но есть мнение, что именно изменение климата является двигателем социального прогресса. Как пишет лондонская «Индепендент», Ник Брукс из университета Восточной Англии выдвинул теорию, что ухудшение условий жизни сыграло не последнюю роль в возникновении первых цивилизаций Земли. Речь идет о периоде, начавшемся около 6 тыс. лет назад, когда в долине Нила, Междуречье, Китае и других «колыбелях цивилизации» традиционный родоплеменной уклад сменили первые общества и государства, появились первые города, начали формироваться социальные слои и классы, сделала скачок культура. Именно тогда, как полагает Брукс, резко ухудшились климатические факторы, муссоны перестали приносить достаточно влаги, начались постоянные засухи. Из-за этого люди вынуждены были скапливаться в оазисах, где легче было выжить и прокормиться.
Результатом этого стало перенаселение пригодных для жизни мест, и человечеству пришлось вынужденно адаптироваться к такому новому для себя образу жизни. Как считает британский ученый, цивилизация и стала ответом на новые климатические вызовы, эта система была «последним убежищем» для наших предков, позволившим организовать силы общества так, чтобы производить больше пищи и распределять ее между различными слоями населения. Отмечается, что чаще переход от родоплеменного строя к цивилизации объясняется, напротив, постепенным улучшением климата, когда около 10 тыс. лет назад после конца последнего ледникового периода люди получили возможность накапливать излишки продуктов питания. До того человечеству приходилось прилагать все возможные усилия для того, чтобы попросту выжить.
Однако, как полагает британский исследователь, новое устройство общества, позволявшее выживать в условиях скученности населения, принесло людям куда больше трудностей, среди которых социальное неравенство, принуждение, а также более тяжелый труд. Вдобавок тесные контакты больших человеческих масс увеличили риск распространения инфекционных заболеваний. Ник Брукс предполагает, что здоровье и уровень жизни людей при переходе к цивилизованным обществам, скорее ухудшились, чем улучшились.
Но более или менее справиться с климатическими капризами и неблагоприятными условиями человечеству удалось лишь совсем недавно, когда сельское хозяйство перестало быть главным занятием людей. Когда большая часть населения живет в городах, необходимость иметь под боком пастбища и огороды отпадает. В результате люди начали осваивать и Крайний Север, и засушливые зоны: еще пару столетий назад существование крупных городов за Полярным кругом и мегаполисов в пустынях было нереальным, тогда как сейчас существование Мурманска, Норильска или Финикса не вызывает никакого удивления (подробнее о том, как человечество учится жить в засушливых регионах, см. «Время новостей» от 7 июня). Так что, возможно, восьмое заселение Британии так и останется последним в истории, а следующий ледниковый период, если и наступит, не заставит местных жителей бежать, как раньше, на континент в поисках тепла и пищи.
=======================================================
Странные люди
Неандертальцы, еще совсем недавно населявшие Евразию и не выдержавшие, по-видимому, конкуренции с нашими палеолитическими предками, продолжают интриговать ученых. С нашей точки зрения, выглядели эти люди весьма своеобразно -- они были мощнее и выше современных им кроманьонцев, их мозг был больше, лица крупнее и грубее. Однако, как считает антрополог Эрик Тринкаус, на самом деле все не так. Это мы смотримся крайне странно, тогда как неандертальцы, наоборот, выглядели совершенно естественно. По крайней мере с точки зрения эволюции.
По мнению этого профессора Университета Вашингтона в Сент-Луисе, человек неандертальский развивался вполне логично. Он унаследовал от своих предков-приматов много характерных черт и особенностей строения тела, например мощные надбровные дуги и крупные носовые пазухи. Человек разумный, напротив, от своих предшественников по эволюционной лестнице отличается весьма сильно. Те самые надбровные дуги, которыми щеголяют все родственные нам приматы, современным людям не достались. Да и вообще, как отмечает Эрик Тринкаус, наше лицо сильно уменьшилось в размерах. Так что на фоне «среднестатистического антропоида» именно мы выглядим исключительно странно и, возможно, весьма забавно.
Любопытно, впрочем, что именно наиболее отличный от своих родственников Homo Sapiens Sapiens победил стандартного Homo Sapiens Neanderthalensis. Последние неандертальцы, как полагают ученые, вымерли около 30 тыс. лет назад, хотя до этого успешно существовали около 200 тыс. лет. У них, как считают антропологи, была развита речь, существовали свои примитивные общины (столь же, впрочем, примитивные, как и у наших предков в ту эпоху). Тем не менее на одном континенте две разумные расы ужиться так и не смогли.
Владимир ДЗАГУТО