|
|
N°165, 12 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Она улетела
На биеннале графического дизайна раздали награды
Главная конкурсная выставка «Золотая пчела 7», опоясывающая коммерческую ярмарку «Дизайн и полиграфия» в Центральном Доме художника, начиналась c работ японских дизайнеров. Больше всего хотелось, чтобы ими и заканчивалась -- все равно лучше ничего быть не может. Это отдельный мир, в котором право на жизнь получают только самые изощренные, продуманные до конца мысли. Японцы демонстрировали образцы идеальные, совершенные в каждой линии и знаке. Если чуть отвлечься от недостижимых иным смертным высот, выясняется, что замечательных плакатов на выставке много, притом со всех концов земли -- самые большие сборные выставили иранцы, удачно отливающие национальные мотивы в современные формы, бодрые китайцы, европейское на биеннале по-прежнему значит отличное. Радуют и все как на подбор ровные, крепкие отечественные кадры.
Дипломы «Пчелы-7» получили 29 авторов из разных стран, в том числе и отечественные художники -- члены модной «Остенгруппе» и неутомимый Андрей Логвин (в плакате), Юрий Гулитов (в каллиграфии), Евгений Корнеев и Виктор Яковлев (в книге), а также большая сборная московских дизайнеров, сделавшая под эгидой компании «Линия График» серию плакатов, посвященных 20-летию чернобыльской катастрофы. Гран-при -- фарфоровый цветок, сделанный по эскизу главного оформителя нынешней «Пчелы» Эрика Белоусова, достался французам Анетт Ленз и Винсенту Перотье за серию театральных плакатов. Через два года московские зрители смогут лучше узнать этих художников -- предполагается их участие в следующей «Пчеле» персональной выставкой. Лауреат предыдущей «Пчелы» Давид Тартаковер (Израиль) в этом году показал в Москве выставку I am here, где вставил свое изображение в фотографии терактов, да еще и укрепил собой жюри, когда не смог приехать непредсказуемый Дэвид Карсон.
Главное украшение «Пчелы» не меняющийся окрас и даже не основная выставка, а действительно выдающееся жюри. С профессиональными достижениями его членов все еще можно познакомиться на выставке в залах Академии художеств. Здесь представлены плакаты блистательного волюнтариста Дэвида Карсона, перевернувшего представление о дизайне в 90-е, отчаянного Уве Леша, лихие произведения нашего соотечественника, основателя журнала «КАК» Петра Банкова. Работы классика советского дизайна, давно уже проживающего в Англии Михаила Аникста сражают старомодным лоском, напрочь выбивают из колеи совершенно невероятные вещи неподражаемого Сегио Фукуды. Нерядовые артистические способности звезд смогли оценить посетители их лекций, больше напоминавших гала-концерт: Фукуда демонстрировал способности журавликов-оригами, Уве Леш, которого легко узнать по ботинкам (он всегда носит один черный, другой белый), пропагандировал позитивный образ жизни и по заявкам публики демонстрировал носки -- тоже черный и белый. Если бы и Карсон приехал, шоу пришлось бы повторять на площадке побольше.
У наших дизайнеров настроения печальные. В кулуарах торжественной церемонии звучали речи почти похоронные -- резкое изменение всех форматов рождает мрачные предчувствия: книга умирает, плакат исчерпал возможности -- грядет скорый конец профессии. Да и сама «Пчела», несмотря на стойкость, кажется насекомым эфемерным -- летает буквально на одном крыле -- энтузиазме ее президента Сергея Серова. Правда, при массированной моральной и физической поддержке всех дизайнерских сил и простых студентов. Зато символическое участие государства позволяет ей существовать свободно, не задумываясь, как советский плакат, над идеологическими установками и даже не принимая в расчет смысловые, заботясь только о высоких художественных материях.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ