|
|
N°164, 11 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Транссиб» не будет бесплатным
Россия взяла назад обязательство, приуроченное к вступлению в ВТО
Еврокомиссия предложила России новую формулу постепенного снижения платежей за беспосадочный пролет западных авиакомпаний над территорией Сибири. Россия, как заявил «Времени новостей» министр транспорта Игорь Левитин, отклонила это предложение. Более того, на переговорах глава Минтранса дал понять, что Россия намерена брать деньги за использование транссибирского маршрута после 2013 года, когда ныне действующий порядок платежей должен быть ликвидирован.
В конце недели еврокомиссар по транспорту Жак Баро отмечал вместе с российским и финским коллегами 150-летие Сайменского канала, пролегающего по пограничным территориям двух государств. Торжества начались в пятницу в финском городе Лаппеенранта, где канал начинается, а завершились на другой день в российском Выборге, где искусственный водный путь соединяется с Балтикой. Значительную часть этого времени г-н Баро и г-н Левитин посвятили обсуждению проблемы, далекой от судоходства, но чрезвычайно близкой нынешнему составу Еврокомиссии.
Компенсации за беспосадочный пролет по самому короткому маршруту из Европы в Азию над Сибирью, которые западные авиакомпании выплачивают «Аэрофлоту», -- это уникальный в мировой гражданской авиации финансовый механизм, доставшийся России в наследство от Советского Союза. Эти компенсации (в просторечии «пролетные деньги») платятся помимо общепринятых в авиационной практике тарифов за аэронавигационное сопровождение воздушных судов. Сейчас западные авиаперевозчики добиваются отмены этого порядка.
В прошлом году Еврокомиссия получила от стран -- членов ЕС мандат на переговоры с Россией по этой проблеме, а сейчас добивается от них более широкого мандата на переговоры по всему комплексу отношений с Россией в сфере воздушного транспорта, которая пока регулируется двусторонними межгосударственными соглашениями. Вот почему г-ну Баро особенно важно продемонстрировать эффективность, добившись решения вопроса «транссиба» в желательном для европейских авиакомпаний ключе.
На нынешнем раунде переговоров смягчить позицию России не удалось, скорее наоборот. В октябре прошлого года Москва пообещала прекратить взимание «пролетных денег» с 31 декабря 2013 года. В Лаппеенранте г-н Баро повторил уже известную позицию Еврокомиссии, что в течение этого срока платежи должны постепенно снижаться. Кроме того, он сделал новое предложение: не взимать «пролетные деньги» с новых рейсов, которые будут вводиться в дополнение к тем, которые предусмотрены действующими соглашениями.
Как заявил «Времени новостей» Игорь Левитин, обе идеи российская сторона отвергла. Кроме того, партнеры-переговорщики глубоко разошлись во мнении, считать ли вопрос о назначении частоты полетов коммерческим или нет. По мнению европейцев, разрешение на выполнение того или иного числа рейсов в единицу времени не имеет никакой коммерческой ценности. Российский Минтранс придерживается прямо противоположной точки зрения. Этот казуистический на первый взгляд вопрос имеет принципиальное значение: ведь, как дал понять г-н Левитин, Россия желает сохранить взимание «пролетных денег» в иной форме и после 2013 года.
Это сообщение прозвучало на переговорах впервые. Ранее подразумевалось, что с 31 декабря 2013 года на этом маршруте будут ликвидированы все платежи, кроме аэронавигационных сборов. Теперь Россия считает, что коль скоро частота представляет коммерческую ценность, российские авиакомпании смогут уступать западным коллегам «свои» частоты за деньги. Г-н Левитин уточнил, что получателем денег в этом случае уже будет не один «Аэрофлот», а все российские компании, имеющие статус назначенного перевозчика в то или иное зарубежное государство. По действующему сейчас порядку все «пролетные платежи» поступают на счета «Аэрофлота», который затем перечисляет большую их часть в федеральный бюджет.
Г-н Левитин не скрыл причину ужесточения российской позиции. «То, что мы раньше говорили о 2013 годе, было увязано со вступлением России в ВТО», -- сказал он «Времени новостей». Министр дал понять, что коль скоро процесс вступления в эту организацию застопорился, наша страна считает себя вправе быть менее уступчивой в других вопросах, представляющих взаимный интерес.
Он также подчеркнул, что действующий порядок платежей экономически выгоден западным авиакомпаниям. По оценке г-на Левитина, все иностранные авиаперевозчики, использующие транссибирский коридор, вместе ежегодно выплачивают «Аэрофлоту» примерно 350 млн долл. «пролетных денег», а экономят за счет спрямления маршрута 700 млн долларов.
«Мы достигли взаимопонимания, что после переходного периода (т.е. после 2013 года. -- Ред.) назначение частот уже не будет регулироваться сегодняшними правилами», -- заявил г-н Баро на финальной пресс-конференции в Лаппеенранте. «Для нас главное -- безопасность полетов, мы не можем брать на себя обязательства по большему количеству рейсов, чем те, которые мы может безопасно обслужить», -- уточнил г-н Левитин.
Собственно Сайменский канал тоже дал повод не только для поздравительных речей, но и для коммерческих переговоров. Правда, г-н Левитин заявил журналистам, что «по сравнению с «транссибом» переговоры о канале -- это отдых».
Суть проблемы заключается в следующем. Прорытый к дню коронации императора Александра II водный путь сейчас разделен государственной границей России и Финляндии, а в силу географического положения представляет экономический интерес только для Финляндии. Поэтому с 1962 года Финляндия арендовала российскую часть канала на 50 лет. Сейчас финны ставят вопрос о досрочном продлении договора еще на полвека. Подписать новый договор они предлагали как раз в дни 150-летия канала, однако переговорщики к этому времени не успели согласовать новые ставки арендной платы. Тем не менее, как заявил «Времени новостей» уполномоченный Финляндской Республики по Сайменскому каналу Юхани Корпела, о принципах расчетов этой платы стороны уже договорились. Г-н Корпела считает, что договор будет подписан не позднее следующего года. Г-н Левитин также сказал, что в общем и целом согласие по новому договору уже достигнуто, уточнив, правда, что Россия предполагает ограничить срок его действия 20 годами.
Михаил КУКУШКИН, Лаппеенранта-Выборг