|
|
N°164, 11 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Одной тайной меньше
Центробанк намерен рассекретить итоги аудита кредитных организаций
Банк России намерен отменить банковскую тайну в части проведения аудита кредитных организаций. Если соответствующие поправки в законодательство будут приняты, то аудиторов обяжут сообщать в ЦБ информацию о неблагоприятном положении дел в банке, которое угрожает интересам вкладчиков и кредиторов финансовых институтов. Участники рынка считают эту меру вредной и малоэффективной, а в Госдуме полагают, что готовящийся законопроект не будет одобрен парламентом.
В Центробанке считают, что аудиторы могут помочь в выявлении проблемных финансовых институтов. Об этом заявила в пятницу заместитель директора департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Ирина Седова. Согласно российскому законодательству все отечественные банки обязаны проходить аудиторскую проверку, в свою очередь аудиторы обязаны сохранять переданную им информацию в тайне. Для того чтобы компании могли беспрепятственно информировать ЦБ о состоянии дел в банке, регулятор готовит поправки в действующее законодательство, согласно которым действия аудиторов не будут нарушением банковской и аудиторской тайны.
«Мы надеемся, что аудиторское сообщество поддержит нас в решении этой проблемы и что министерство финансов также будет те наши предложения, которые будут подготовлены, представлять в Государственной думе», -- заявила г-жа Седова. Между тем участников рынка не слишком обрадовала такая перспектива. «Если в стране организован эффективный банковский надзор, то подобная помощь аудиторов ни к чему. Обычно аудиторы проверяют правильность составленной отчетности, не совсем понятно, зачем превращать компании в филиалы ЦБ», -- сказал «Времени новостей» глава одной из крупнейших российских аудиторских компаний. Схожего мнения придерживается и гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников: «Аудиторская проверка начинается позже отчетной даты, и к моменту ее завершения вся важная информация уже должна быть у надзорных органов. Вмешательство ЦБ в конфиденциальные отношения между банком и аудитором может негативно сказаться на качестве работы. В то же время позитивный эффект вряд ли будет большим: банки быстро приспособятся к новым правилам игры».
Пессимистически настроены в отношении изменения законодательства и депутаты. «Скорее всего эти поправки не будут приняты. Среди парламентариев есть много противников отмены банковской тайны, возможно, и банковское, и аудиторское сообщества будут препятствовать прохождению законопроекта», -- полагает первый заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев.
Отмена банковской и аудиторской тайны не единственная мера против нестабильных банков, которую намерен принять ЦБ. В пятницу первый зампред ЦБ Андрей Козлов, отвечающий за весь банковский надзор, заявил, что выступает за введение пожизненного запрета на профессию для банкиров, замешанных в налоговых преступлениях и в преступлениях, связанных с отмыванием средств. «Сейчас наблюдается тенденция, когда закрывается банк, его команда снимается, идет в другой, потом в третий, и там они продолжают заниматься теми же делами», -- говорит г-н Козлов. Признавая, что разбираться с подобными финансистами задача скорее правоохранительных органов, нежели регулятора, г-н Козлов считает, что вопрос о персональной ответственности пора ставить и решать ЦБ.
Тем не менее доказать причастность конкретных людей к противозаконным операциям довольно сложно, за исключением случаев, когда в отношении финансистов вынесены решения суда. «Формальным поводом может стать сам факт того, что человек занимал высокую должность в банке, к которому регулятор и правоохранительные органы имели серьезные претензии», -- полагает г-н Матовников.
Наталья РОМАНОВА