По мере того как проект Северо-Европейского газопровода (СЕГ) приобретает все более реальные очертания, поляризуются лагеря его сторонников и противников. На прошлой неделе руководители проекта -- экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер, который возглавляет комитет акционеров North European Gas Pipeline Company (NEGPC), и управляющий директор компании Матиас Варниг -- осматривали площадку в районе северогерманского города Грайфсвальд, куда с 2010 года должен поступать российский природный газ. Как рассказал г-н Шредер, в ближайшие полтора года будут опробованы и внедрены в практику технологии и методы, необходимые для начала строительства газопровода.
Одновременно началось изучение возможного ущерба для окружающей среды в связи с осуществлением проекта СЕГ, которое должно завершиться к середине 2007 года. По словам г-на Варнига, ведется подготовка к согласованию проекта с государствами бассейна Балтийского моря. Впрочем, повернуть вспять проект теперь уже вряд ли возможно. С ростом зависимости Германии и других стран ЕС от внешних поставок энергоносителей, как сказал Герхард Шредер, «альтернативы германо-российской трассе не существует».
«Газпром», BASF и E.ON договорились строить трубу по дну Балтийского моря длиной 1200 км и проектной мощностью 55 млрд кубометров в сентябре прошлого года. Для этого в конце ноября в швейцарском Цуге была зарегистрирована компания NEGPС, в которой российский концерн получил 51%, а немецкие партнеры по 24,5%. Ведутся переговоры о присоединении к проекту голландской госкомпании Gasunie, которая может получить 9% за счет пропорционального снижения долей BASF и E.ON. По Северо-Европейскому газопроводу, который вскоре будет официально переименован в «Северный поток» (Nord Stream), с 2011 года планируется транспортировать 27,5 млрд кубометров, а еще через год -- до 55 миллиардов.
Предполагалось, что г-н Шредер с его политическим опытом и авторитетом и обеспечит поддержку проекту на международном уровне. Но число откровенных противников СЕГ за последние месяцы ничуть не убавилось. До сих пор возглавляла колонну протестующих Польша, которую более или менее активно поддерживали бывшие прибалтийские республики СССР. Однако у них не было практически ни единого шанса -- партнеры по строительству СЕГ осознанно спроектировали маршрут так, что он не затрагивает балтийские воды, находящиеся под юрисдикцией этой четверки. Труба пройдет в экономических водах России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии, которые должны дать разрешение на строительство.
Впрочем, в Швеции поднялась волна общественного недовольства проектом, которая стала составной частью предвыборной кампании (в сентябре шведы должны выбрать новый парламент и, вполне возможно, получат нового премьера). Действующий глава правительства Йоран Перссон, очевидно, опасаясь атаки со стороны оппозиции, тоже высказал публичные сомнения в безопасности проекта. Но пока никаких формальных претензий со стороны Стокгольма в рамках стартовавшей в конце августа процедуры ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) NEGPС не получила
(см. «Время новостей» от 21 и 30 августа).
Между тем к экологическим вопросам, которые муссируются в политических кругах Швеции, скоро могут добавиться и сомнения относительно военной безопасности газопровода. Государственный Институт военных исследований в Стокгольме (FOI), изучавший данный аспект СЕГ, пришел к выводу о том, что газопровод не защищен от возможных террористических актов. Авторы исследования исходили из кризисного сценария, по которому может быть подвергнута опасности национальная безопасность страны. Шведские военные аналитики допускают возможность того, что для защиты 1200-километровой трубы от террористов Москва может потребовать, чтобы ее ВМФ нес патрульную службу вдоль трассы. «Если Швеция ответит «да» на вопрос о сооружении газопровода, то она должна будет также допустить возможность нахождения российских охранных сил на морской платформе в нескольких милях от острова Готланд», -- говорится в исследовании. «Но какими возможностями обладает Швеция для сопротивления этому?» -- задают себе вопрос военные ученые из Стокгольма и ответ на него пытаются искать в исторических дебрях, когда шведам, да и не только им, приходилось отступать под давлением русских. На этот счет неутешительный вывод в адрес шведов сформулирован следующим образом: «Барьеры против плохого поведения Москвы оказались ниже, чем можно было ожидать».
Авторы военно-политического исследования отмечают одно «досадное» обстоятельство -- проект газопровода, пишут они, поддерживается Европейской комиссией. По этой причине отдельные страны могут оказаться под «двойным давлением», что в конечном счете может заставить их согласиться с ограничениями своего суверенитета.
Но Швеция скорее всего изберет более изощренные аргументы протеста, чем простое «нет» в адрес СЕГ. Ведь согласно техническому проекту этого газопровода как раз в непосредственной близости от Швеции, около острова Готланд, запланировано сооружение 70-метровой морской платформы, на которой будет
компрессорная станция, поддерживающая необходимое давление газа в трубе. Так вот, по выводам шведских военных специалистов, эта платформа является «прекрасной целью для террористов».
Исходя из этих аргументов, Швеция вполне может не согласиться на строительство компрессорной станции в своей экономической зоне на Балтике. Тем самым план прокладки СЕГ не будет перечеркнут (хотя бы потому, что в арсенале компании-оператора есть вариант трубы без компрессорной станции, который примерно на 1 млрд евро дороже), но отцы-основатели проекта в России и Германии столкнутся с неожиданными подводными камнями.