Время новостей
     N°163, 08 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.09.2006
Сценарий для академии
РАН стоит перед принципиальным решением
В свое время генсек Никита Хрущев изрек афоризм, не утративший актуальности и по сей день. «Реформировать академию -- это все равно что стричь свинью: визгу много, а толку мало», -- заявил лидер СССР. Тем не менее сейчас Российскую академию наук все же ожидает реформа, потому что всем, в том числе и чиновникам Министерства образования и науки, очевидно, что оставлять все по-прежнему уже невозможно.

Распоряжение подготовить законодательную базу для модернизации РАН президент России Владимир Путин дал еще прошлой весной, и сегодня проект такой базы готов. Главных управленческих новшеств, предусмотренных реформой, два: во-первых, президента Академии наук после выборов на общем собрании президиума РАН должен будет утверждать (или соответственно не утверждать) президент страны. А во-вторых, аналогичную визу должен будет получать и устав академии, но уже в правительстве России.

Кабинет министров, видимо памятуя о словах Хрущева, до сих пор так и не решился окончательно утвердить предложенную Минобрнауки концепцию реформы. Между тем ситуация в академии накаляется буквально с каждым днем. 18--21 декабря должны состояться очередные выборы президента РАН, и предвыборная кампания, которая начнется со дня на день, обещает стать самой скандальной за всю историю существования академии.

Действующий глава РАН Юрий Осипов должен был покинуть свой пост еще в 2001 году. Согласно действовавшему в то время уставу занимать президентское кресло больше двух пятилетних сроков было нельзя. Однако по инициативе президентствующего с 1991 года академика Осипова президиум РАН специальным постановлением упразднил эту норму, дав возможность главе академии пойти на третий срок. Но теперь перед главой РАН, явно не желающим расставаться с постом, новое препятствие: руководителями структурных подразделений, а также членами президиума и президентом академии нельзя оставаться по достижении 70 лет, а Юрий Осипов как раз отметил этим летом 70-летний юбилей. Часть академиков, в числе которых 71-летний секретарь Общественной палаты Евгений Велихов, уже выступили с предложением снова изменить существующие правила и разрешить занимать административные должности в РАН до 75 лет. Если эта инициатива будет поддержана президиумом, то г-н Осипов сможет баллотироваться в четвертый раз.

Но у этой идеи уже появился целый ряд оппонентов. В частности, ученые отделения физики РАН уже выступили с открытым письмом, в котором привели статистику работы предшественников г-на Осипова. Физики отмечают, что все предыдущие руководители РАН, включая Александра Карпинского и Мстислава Келдыша, во все времена беспрекословно подчинялись установленным правилам, не переделывая их под себя. А некоторые представители президиума РАН уже назвали борьбу Осипова за сохранение президентского кресла аморальной.

Безусловно, Юрий Осипов возглавил академию в сложное для всей России время. Но вряд ли сложившуюся за годы его руководства практику можно без конца оправдывать сложностями переходного периода. Например, ту же практику (особенно в региональных НИИ) сдачи помещений в аренду вряд ли можно считать существенным научным достижением. Тем более что подобное средство выживания, как правило, сопряжено с многократными нарушениями законодательства, в том числе и налогового. К тому же сегодня Академии наук дышится немного легче, о чем свидетельствует немалый бюджет организации -- 20 млрд руб. Но именно поэтому, возможно, сегодняшние представители академической элиты и не желают покидать насиженных мест. А это уже чревато не только стагнацией науки.

В последние годы в России часто слышно про «утечку мозгов»: не желая существовать на нищенские зарплаты, конкурентоспособные специалисты предпочитают работать за рубежом. Это было понятно в девяностые годы. Но и сегодня, когда Кремль силится найти доводы, в том числе и материальные, чтобы задержать «мозги» на родине, утечка не прекращается. И косвенная вина в этом, безусловно, в самой системе. Ученый, защитивший кандидатскую диссертацию, а за ней и докторскую, по логике вещей должен иметь ясную перспективу карьерного роста -- в том числе и административного. Но когда перспективные должности заняты пожизненными сидельцами, появляется повод впасть в уныние или, попросту говоря, уехать в США, где хотя бы нормально платят.

Проблема именно в том, что, переписывая существующие правила, тот же президиум РАН не может повысить и без того немалый возрастной ценз исключительно для одного президента. Точнее сказать, может, но тогда это будет выглядеть уже как фарс. Приходится менять правила для всех, поднимать общую волну геронтократии -- рискуя утопить в ней остатки науки.

Все эти драматические вопросы президиум РАН должен решить уже в ближайший вторник. Как пояснил на днях вице-президент РАН Александр Некипелов, все вопросы, связанные с приближающимися выборами, инициативы по изменению возрастного ценза и реакцию на них академической общественности «будут обсуждаться на первом после летних каникул заседании президиума РАН, которое состоится 12 сентября». В зависимости от решений, которые будут приняты членами президиума, дальнейшее развитие ситуации в Академии наук возможно по трем вариантам.

Первый -- президиум не предпринимает никаких экстренных решений и оставляет все как есть. Тогда декабрьские выборы пройдут без каких-либо изменений: лица старше 70 лет избираться на пост президента РАН не смогут. Второй вариант -- президиум добавит пять лет к максимально допустимому возрасту кандидатов на руководящие должности академии, тем самым позволив Юрию Осипову баллотироваться в четвертый раз. Наконец, третий вариант -- президиум может отменить выборы вовсе. В связи с обсуждаемой правительством реформой академии ее существующее положение может быть рассмотрено в рамках неких особых обстоятельств, позволяющих просто «подвесить» ситуацию на пару лет.

Так или иначе, принимать решение президиум академии будет самостоятельно. Фактически на грядущем заседании ученым умам предстоит сделать выбор либо в пользу общественных интересов и интересов науки, либо отстоять личные интересы отдельно взятых академиков.

Сергей СМИРНОВ
//  читайте тему  //  Реформа образования и науки