Время новостей
     N°163, 08 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.09.2006
Евгений Швидлер: Все наши деньги работают
Российская металлургическая отрасль близка к процессу консолидации, причем в той или иной степени к слияниям готов каждый из отечественных металлургических холдингов. Такое мнение высказал на встрече с журналистами глава группы «Миллхаус» Евгений Швидлер -- бывший президент «Сибнефти» и партнер Романа Абрамовича. После продажи нефтяной компании крупнейшей инвестицией «Миллхауса», как известно, стала покупка в июне более чем 41% акций холдинга «Евраз», объединяющего Новокузнецкий, Нижнетагильский и Западно-Сибирский меткомбинаты.

«Нам проще разговаривать»

По сути, ситуация на российском металлургическом рынке, где действуют шесть крупных холдингов, коренным образом изменилась именно с приходом «Миллхауса». Еще пару лет назад она казалась иной: главы металлургических компаний опасались каких-либо притязаний на свой бизнес. О возможности слияний на внутреннем рынке большинство говорило с большой осторожностью. Попытка «Северстали» осуществить слияние с люксембургской Arcelor стала фактически единственным примером выхода на по-настоящему глобальный уровень консолидации.

«Металлургический рынок как в России, так и в мире довольно узкий, и на нем все понятно. Особенно в России. Нам, возможно, проще работать на нем, так как у нас нет никаких непреодолимых сложностей в общении с другими компаниями. В нефти, например, нам было сложнее. На этом (металлургическом. -- Ред.) рынке мы новые участники, и нам проще разговаривать», -- рассуждает г-н Швидлер.

Действительно, после передела собственности в черной металлургии и формирования нынешнего круга собственников некоторые из них находятся между собой в весьма сложных отношениях. Однако никакой негативной «истории» с командой Романа Абрамовича у них нет.

Глава «Миллхауса» убежден, что «Евраз» может стать площадкой для консолидации российской металлургии: «Компания будет расти как органическим путем, так и через участие в слияниях и поглощениях». «Если «Евразу» понадобятся средства для крупных приобретений, мы готовы оказывать ему финансовую поддержку», -- обещает г-н Швидлер. Он подчеркивает, что «Миллхаус» намерен увеличивать участие в металлургии только на базе «Евраза»: «Все, что мы будем делать в металлургии, мы будем делать только через «Евраз», эту инвестицию мы расцениваем как площадку для роста в отрасли». И уже сейчас, по его словам, «Евраз» обсуждает «почти со всеми российскими металлургическими компаниями возможность слияния или поглощения», хотя «какой-либо сделки, о которой можно было бы говорить, в настоящее время нет». Наиболее приемлемым способом расширения бизнеса он видит обмен акциями, «однако возможны и любые другие механизмы».

«Мы не намерены идти туда работать»

В конце июня было официально объявлено, что структура, связанная с «Миллхаусом», покупает половину пакета акций «Евраза», принадлежавшего Александру Абрамову и Александру Фролову (82,67%). К тому моменту г-н Абрамов оставил посты председателя совета директоров и президента компании, сохранив за собой место в совете директоров. Г-н Фролов, возглавивший совет директоров в начале этого года, занимает эту должность и сейчас. В результате сделки «Миллхаус» и команда гг. Абрамова и Фролова стали равноправными акционерами, владеющими по 41,335% акций группы «Евраз».

После изменения в структуре капитала в совет директоров «Евраза» вошли трое представителей «Миллхауса»: сам г-н Швидлер, руководитель лондонского офиса компании Евгений Тененбаум и глава финансового департамента группы Ольга Покровская.

Сумму сделки ее участники раскрывать не стали, но аналитики оценили ее примерно в 3 млрд долл. Инвестиционную привлекательность «Евраза» в «Миллхаусе» связывали не только с входящими в компанию активами, но и с высоким профессионализмом управленческой команды. С приходом новых акционеров никаких крупных кадровых перестановок в компании действительно не произошло.

Евгений Швидлер подчеркивает, что перед «Миллхаусом» не стоит задача получить полный контроль над «Евразом». «Мы не намерены увеличивать наш пакет в «Евразе», -- говорит он. -- Мы покупали этот актив не для этого. Мы рассчитываем на рост стоимости наших активов, мы не намерены получать полный контроль над компанией и идти туда работать. Это другая философия. Сегодняшние акционеры компании не продают свою долю и из бизнеса не выходят. И у нас, и у Александра Абрамова, и у Александра Фролова общая задача -- рост стоимости компании».

Желание не «идти туда работать» вполне понятно. В случае с «Сибнефтью» Роман Абрамович и Евгений Швидлер фактически стали «нефтяниками» -- как единая команда акционеров и менеджеров они несли полную ответственность за деятельность компании. Становиться в аналогичном смысле «металлургами» у них, очевидно, нет намерений. По сути, они поровну делят риски с партнерами, но в этом партнерстве гг. Абрамов и Фролов полностью несут ответственность за производственную часть бизнеса.

Ради повышения стоимости компании новый акционер «Евраза» готов на многое. «Если компании будут нужны свои средства для роста, мы не будем настаивать на высоких дивидендах», -- говорит г-н Швидлер.

«Все, что в России можно купить, мы купить можем»

Вместе с тем Евгений Швидлер остается верен лозунгу, который он сформулировал в интервью «Времени новостей» в 2001 году (речь шла о возможной продаже «Сибнефти»): «Ради того, чтобы получить много денег, можно быть готовым на все». Тогда капитализация «Сибнефти» составляла 1,5 млрд долл., но г-н Швидлер обещал, что компания вскоре подорожает. И не скрывал, что «Сибнефть» может быть продана.

«Сибнефть» всегда продается, -- говорил г-н Швидлер тогда в интервью «Времени новостей». -- Любая компания, которая котируется хотя бы в РТС, уже продается. Главное -- вопрос цены». В итоге год назад «Миллхаус» продала свой пакет в «Сибнефти» (72%) за 13,2 млрд долл., исходя из капитализации всей компании в 18 млрд долларов.

Сейчас речь, конечно, не идет о том, что доля в «Евразе» подорожала настолько, чтобы «Миллхаус» был готов ее продать, но рассчитывает на максимальную текущую выгоду. «Сибнефть», как известно, часто выплачивала акционерам в виде дивидендов 100% чистой прибыли.

«Если рост («Евраза». -- Ред.) будет обеспечен за счет других источников, будем добиваться высоких дивидендов», -- обещает глава «Миллхауса». А кроме того, стремясь к консолидации и повышению цены своих активов, «Миллхаус» убежден, что в бизнесе важнее не размер пакета в какой бы то ни было компании, а его стоимость: «Мы готовы к снижению нашего пакета (в «Евразе». -- Ред.), если его стоимость вырастет. Насколько я знаю, и наши партнеры также к этому готовы».

Вместе с тем «Миллхаус» намерен максимально диверсифицировать свою деятельность. «Все наши деньги работают, -- рассказывает г-н Швидлер. -- Мы вложили все, включая 13,2 млрд долл., полученные от продажи «Сибнефти». У нас есть сделки, сравнимые по объему с покупкой «Евраза». У нас есть недвижимость, а также несколько компаний в других секторах. Это непубличные компании, и поэтому нет необходимости их называть». По его словам, «Миллхаус» продолжает активно искать новые объекты для инвестирования в российской экономике. Он говорит об интересе к участию, например, в золотодобывающей отрасли, не отрицает, что у компании «по-прежнему остался интерес к нефти, однако на уровне небольших компаний, нас также интересуют конкурсы на право пользования недрами». Учитывая масштабы деятельности и аппетиты «Миллхауса», можно предположить, что его заинтересует и участие в тендерах на разработку «стратегических» месторождений, например медного Удоканского или золоторудного «Сухого Лога».

Евгений Швидлер отказался назвать общий объем активов или финансовых возможностей компании. «Все, что в России можно купить, мы купить можем», -- сказал он.

========================================================

В 2001 году Роман Абрамович и его соратники создали компанию Millhouse Capital, зарегистрированную в Лондоне, для управления активами группы. Основным активом тогда были 92% акций «Сибнефти», 50% акций РУСАЛа, 37,5% акций «Руспромавто» и 25% акций «Аэрофлота». Позже под управление компании перешел ряд предприятий пищевой промышленности, а также фармацевтическая группа ICN. Председателем совета директоров Millhouse Capital стал Евгений Швидлер, а директором -- Давид Давидович. В 2003 году группа распродала почти все активы, за исключением «Сибнефти» (пакет в результате сделки с ЮКОСом сократился до 72% акций) и некоторых мясных предприятий. В 2005 году после продажи «Сибнефти» «Газпрому» было создано российское ООО «Миллхаус», которое стало правопреемником Millhouse Capital по управлению активами гг. Абрамовича, Швидлера и их соратников.

Группа «Евраз» объединяет Нижнетагильский, Западно-Сибирский и Новокузнецкий меткомбинаты. Кроме того, в металлургическое подразделение группы входят итальянский завод Palini e Bertoli (в нем компания владеет 75% плюс одна акция) и чешский Vitkovice Steel (100%). Бизнес группы также включает в себя горнорудные предприятия «Евразруда», Качканарский и Высокогорский ГОКи, угольную компанию «Нерюнгриуголь», контрольный пакет в «Южкузбассугле» и доли в шахтах «Распадская» и №12. «Евраз» также владеет и управляет Находкинским морским торговым портом (93,6%).

Анна ЛАНДЕР, Андрей ДЕНИСОВ