|
|
N°202, 01 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сердар сердится
Туркменбаши преподал послам основы дипломатии
Славные праздники, посвященные 10-летию туркменского суверенитета, закончились, и граждане страны возвращаются на работу после десятидневного оплачиваемого отпуска, предоставленного им по случаю торжеств любимым сердаром (вождем) -- президентом Туркменбаши.
Сам же президент не может позволить себе отдыха -- он готовится к очередной кадровой перетряске. После череды увольнений нерадивых районных начальников, сорвавших годовой план по зерну (вместо запланированных 2 млн тонн собрали лишь около 800 тысяч, что заставило Ашхабад обратиться к компании «Итера» с просьбой обеспечить поставки недостающего хлеба из России в счет закупаемого туркменского газа), очередь дошла до не оправдавших доверия «отца нации» дипломатов.
Сапармурат Ниязов собрал во Дворце своего имени туркменских послов, аккредитованных за границей, и выразил возмущение неэффективностью их работы. «Все страны получают прибыль от визового режима, а в Туркмении МИД убыточен, -- с горечью заявил Туркменбаши, -- Еще раз подсчитайте доходы и расходы МИДа. Мы это делаем не из жадности, просто во всем должна быть отдача». Президент сделал уже и надлежащие оргвыводы. Во-первых, проверкой деятельности зарубежных диппредставительств займется комитет нацбезопасности. Во-вторых, оглашены кадровые решения. Наиболее громким из них стала отставка самого известного туркменского дипломата, нынешнего посла в Китае, бывшего вице-премьера и бывшего министра иностранных дел Бориса Шихмурадова. На его место назначен министр юстиции Касымов. Объявлено о предстоящем увольнении послов в Молдавии и ОАЭ Оразмухамедова и Курбанова. Посольство в Кишиневе вообще упраздняется и переводится в румынскую столицу.
Поскольку у Туркменбаши нет секретов от подданных, то свою суровую речь он держал перед камерами национального телевидения, которое вечером во вторник в течение получаса показывало разгневанного сердара, бичующего чиновничьи пороки на родном туркменском языке. Очевидно, что в передаче были сделаны определенные купюры, поскольку выступления Туркменбаши не бывают такими краткими.
Редакции газеты «Время новостей» удалось получить фонограмму речи г-на Ниязова, которая даже в урезанном виде дает достаточное представление о стиле туркменского руководства. Обращаясь к послу Туркмении в ОАЭ Пирджану Курбанову, Туркменбаши говорил так: «Ты ничего не сделал для привлечения инвестиций в свою страну, занимаешься только своим сыном и дочкой. Я знаю, у тебя есть женщина (на туркменском языке это звучало более грубо), которую ты собираешься через нашего посла в Турции переправить к себе. Я помню, что еще в 1990 году, когда я был секретарем ЦК (Туркмении. -- Ред.), я говорил, что надо посадить Аймурада (известный туркменский вор в законе. -- Ред.), а Гришин (тогда министр МВД Туркменской ССР. -- Ред.), который всегда стремился подложить свинью туркменам, сказал, что у него на него ничего нет. А ты в тот же вечер с Аймурадом чай пил у одного человека, агента КГБ. У нас запись есть этой беседы, но тогда я тебя пожалел. А четыре года назад я говорил тебе: не отращивай ногти, не ходи на публике в темных очках (у Курбанова больные глаза. -- Ред.). А ты опять здесь в черных очках, ты что умнее, лучше других? Я тебя снимаю с должности посла, а сейчас поедешь с Назаровым (председатель КНБ. -- Ред.), если докажешь свою невиновность, гуляй. А если нет...»
А вот сердар гневается на посла в Турции Нурмухамеда Хананова: «Мы собирались построить в Безмеине целлюлозно-бумажный комбинат, но не получилось. Отдали туркам под это 20 млн долл., прошло четыре года, а ты ничего не сделал, чтобы вернуть деньги. Только следишь за своей красотой и штаны просиживаешь, а жена твоя три раза в неделю летает в Москву, бизнесом занимается. У меня все данные на вас вот тут (стучит по столу), но пока тебя оставляю, возьму отчет в декабре...»
Наставляет Туркменбаши и своего посла в Англии, выговорив ему за то, что тот тоже не работает, а лишь «здание сторожит». «Смотри, -- говорит ему сердар, -- сколько в музеях и библиотеках английских хранится рукописей туркменских поэтов, а ты связей культурных с ними не можешь наладить».
Подводя же итог своей обличительной речи, Туркменбаши восклицает: «Туркменская земля -- куда ни воткнешь палку, везде идет нефть или газ! Поэтому мне не нужны зарубежные инвестиции. Покажут немного денег, а потом будут выкачивать наши богатства. А вы не знаете нашей политики, возьмите программу, на 11 лет разработанную, и учите ее, тогда поймете все!»
Все уже поняли, и, кажется, не только послы.
Аркадий ДУБНОВ