|
|
N°163, 08 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вино политической выдержки
ФНС настаивает на продлении срока перемаркировки алкоголя
На третьем месяце алкогольного кризиса власти, похоже, признались, что ликвидировать его не в состоянии. Уже не делаются, как ранее, в июле, громкие заявления о том, что проблема будет решена через одну--три недели. Уже даже не ищутся виновные. Ведомства принимают лишь запоздалые нормативные акты, регулирующие те или иные локальные проблемы. Смягчить алкогольный кризис пытаются уже сами налоговики, уставшие, видимо, от штурмующих их оптовиков, до сих пор не перемаркировавших старые бутылки.
Федеральная налоговая служба (ФНС) вчера обратилась в Министерство финансов с просьбой принять решение на уровне правительства в отношении алкоголя со старыми марками. Если предложение налоговиков поддержат, у запоздавших с перемаркировкой алкоголя оптовиков и продавцов может появиться шанс не понести дополнительных убытков.
Производители отечественного алкоголя должны были завершить обмен старых акцизов на новые до 1 сентября, для импортеров этот срок продлен до конца года. Однако отнюдь не все успели уложиться в сроки. В результате легально произведенная продукция, по которой уже заплачены акцизы и в которой «заморожены» оборотные средства, оказалась на положении контрафактной. Коробки и бутылки с вином приходится возвращать даже не на оптовые склады, а на завод-изготовитель. Не все заводы оказались готовы вновь иметь дело с товаром, прошедшим все каналы дистрибуции вплоть до розницы.
Вернуть товар из розницы -- довольно тяжелая процедура, даже с учетом того, что бутылки разрешили не возить, ас условием заключения договора «ответственного хранения» ограничиться лишь отправкой документов. Для этого надо провести инвентаризацию, составить акт и, представив налоговикам все документы на продукцию, получить представление налогового органа об устранении нарушения. (Наличие на бутылках старых марок автоматически считается нарушением закона.) Не совсем понятно также и то, на каком формальном основании товар должен возвращаться на предприятия, если он уже продан. Если это оформлять как возврат товара, требуется зачет акцизов, что невозможно сделать, поскольку прошлогодняя схема расщепленного акциза уже не действует. Именно поэтому производители не всегда согласны взять продукцию обратно и перемаркировать ее. Пока оптовики уговаривали их, вышел срок, в который бутылки со старыми марками можно было вернуть.
Если теперь по ходатайству Федеральной налоговой службы правительство примет решение продлить сроки возврата товара со старыми марками, продавцы получат возможность попытаться вернуть практически пропавшие в старых бутылках оборотные средства. Главное -- успеть довезти акт инвентаризации до завода: как только документы попадают производителю, отсчет времени прекращается. По закону перемаркировка у производителя никаким сроком на данный момент не ограничена. Поэтому, пока длится «период мутной воды», когда легальные производители мечутся между складами и налоговыми инспекциями, теневики не теряются и удельный вес фальсификата на рынке с прежних 40--50% может возрасти до 90%. Такой прогноз делает председатель совета директоров холдинга "Винный мир" Петр Каныгин.
Отчасти это уже подтвердили случаи массовых отравлений техническим спиртом и алкогольными суррогатами. И хотя главный санитарный врач России Геннадий Онищенко констатирует некоторое снижение в стране смертности от алкогольных отравлений за первые семь месяцев нынешнего года, и он признает, что в некоторых регионах отмечается рост смертей от случайных отравлений алкоголем. Это, в частности, Сахалинская область, где зафиксировано на 34 случая больше, чем в прошлом году, Омская, Магаданская, Курганская, Волгоградская и Курская области.
Ирина СКЛЯРОВА