|
|
N°167, 14 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В логике слияний
Владимир Путин провел переговоры с Виктором Вексельбергом
Намеченное на октябрь слияние российских алюминиевых корпораций РУСАЛ и СУАЛ с участием швейцарской компании Glencore, которое до сих пор не подтверждал никто из «фигурантов», вчера получило официальное признание. Президент России Владимир Путин, вернувшийся после зарубежных поездок в Сочи, встретился там с совладельцем СУАЛа председателем совета директоров группы «Ренова» Виктором Вексельбергом и обсудил с ним потенциальную сделку.
Подробности о планах по слиянию РУСАЛа и СУАЛа стали известны в конце августа (чуть позже оказалось, что в альянсе может принять участие и швейцарская Glencore, владеющая глиноземными активами). Компании подписали предварительное соглашение, скорее являвшееся меморандумом, поскольку, по словам одного из источников, «не имело обязательной юридической силы». Меморандум оговаривал возможные условия объединения: в частности, предполагалось, что в объединенной компании РУСАЛ будет владеть 64,5% акций, СУАЛ -- 21,5%, а Glencore -- 14%. Соглашение предоставляло РУСАЛу трехлетний опцион на выкуп доли Glencore в объединенной компании и оговаривало, что в течение трех лет после слияния объединенная компания может разместить свои акции на бирже. Документ предусматривал даже и претендентов на посты руководителей объединенной компании: на должность председателя совета директоров объединенной компании намечена кандидатура нынешнего президента СУАЛа Брайана Гилбертсона, а на пост генерального директора -- кандидатура нынешнего гендиректора РУСАЛа Александра Булыгина.
Однако подписание меморандума еще не означало, что создание «национального чемпиона» в алюминиевой отрасли гарантировано. Стороны продолжали торговаться. Серьезным препятствием стало отсутствие взаимопонимания у партнеров по поводу планов СУАЛа провести IPO. За это, в частности, выступал г-н Гилбертсон. По его мнению, проведение IPO было бы для компании наиболее целесообразным и привлекательным шагом, причем осуществить его можно уже до конца нынешнего года.
Выгоды для СУАЛа в этом случае очевидны. При этом IPO не закрывает путь к слиянию с РУСАЛом, но делает его куда более тернистым - со всех точек зрения объединить две частные компании проще, чем если одна из них является публичной. Поэтому желание РУСАЛа подтолкнуть партнеров к сделке как можно скорее тоже вполне понятно.
Владимир Путин однажды уже оказал решающее воздействие на процесс переговоров о крупной сделке между российскими корпорациями. Летом прошлого года, отвечая на вопрос журналиста о возможности покупки частной «Сибнефти» государственным «Газпромом», он сказал, что владельцы нефтяной компании «должны воспринимать это как рыночную сделку». В результате «Газпром» заплатил за 72% акций нефтяной компании более 13 млрд долл и, как говорит источник в окружении Романа Абрамовича, это была «цена, которую назвал продавец».
Виктор Вексельберг отметил, что российская алюминиевая индустрия подошла к важному этапу своего развития, поскольку консолидация активов внутри страны фактически завершилась вокруг СУАЛа и РУСАЛа, которые теперь приступают к «определенной экспансии за рубеж». И создавшиеся условия он признает предпосылкой для объединения СУАЛа со своим крупнейшим внутренним конкурентом.
«Мы, как группа СУАЛ, рассматриваем две возможности, -- рассказал Виктор Вексельберг. -- Одна возможность - это самостоятельное движение в сторону IPO, то есть размещение наших акций и достигли договоренности о миноритарном участии одного из иностранных партнеров - это компания Norsk Hydro, а также крупных инвестиционных структур - это IFC и ЕБРР. Второй вариант, который сегодня рассматривается и, на самом деле, выглядит более привлекательным - это создание альянса с РУСАЛом, третьим партнером планируется компания Glencore. Конечно же, второй вариант выглядит наиболее предпочтительным с точки зрения амбициозных планов - эта компания сразу займет лидирующую позицию в алюминиевой отрасли и будет по своим размерам такой, что сможет претендовать на возможность реализации дальнейших шагов по поглощению и приобретению дополнительных активов - через инструмент размещения акций на международных фондовых рынках. У нас идет переговорный процесс, и, честно говоря, я очень надеюсь, что он закончится успешно, и из альтернативных вариантов мы примем окончательное решение в течение месяца».
Примечательно, что Владимир Путин, по сути, никак не отреагировал на это сообщение. Сказав, что «движение дальше понятное», он посоветовал г-ну Вексельбергу воспользоваться тем, что «правительство предоставляет значительные возможности для технологического переоснащения различных отраслей производства, в том числе и металлургической промышленности».
Если российские алюминиевые магнаты при помощи президента страны все же договорятся, то в результате слияния может появиться крупнейшая в мировом алюминиевом бизнесе компания, выпускающая ежегодно 4 млн тонн первичного алюминия и 11 млн тонн глинозема с весьма высокой рентабельностью. На днях Интерфакс, со ссылкой на представителей финансовых структур сообщал, что сделка по слиянию РУСАЛа и СУАЛа может завершиться уже до 1 октября - именно в этот день истекает срок предварительного соглашения между компаниями. Вместе с тем, по данным агентства, СУАЛ беспокоит то, что объединенная компания останется частной и не выйдет на IPO в течение оговоренных трех лет.
После того как журналистов попросили удалиться, разговор Владимира Путина с Виктором Вексельбергом продолжался еще примерно полчаса. Содержание закрытой части встречи, разумеется, осталось неизвестным, но нужно отметить, что у собеседников имелась еще одна важная тема для обсуждения. Г-н Вексельберг, как известно, является одним из совладельцев российско-британской нефтяной компании ТНК-ВР, а также занимает в ней пост директора по газовым проектам. Именно он ведет переговоры с «Газпромом» о совместном освоении крупнейшего Ковыктинского газового месторождения. По словам нескольких источников «Времени новостей», около года назад от перспектив освоения Ковыкты стороны перешли к обсуждению сначала возможностей, а затем и условий продажи российской доли в ТНК-ВР. В последнее время слухи о том, что эта доля продается «Газпрому», резко активизировались. В «Газпроме» факт ведения переговоров об этом не подтверждают, но и не опровергают. Соглашение между ТНК и ВР содержит запрет на продажу партнерами своих долей до сентября 2007 года. Однако по взаимному согласию такая сделка может состояться. Сделка с «Газпромом» в интересах всех сторон, поскольку она может стать базой для глобального партнерства российского газового монополиста и BP. И если такие замыслы действительно есть, то переговорщикам следует торопиться, поскольку политическое «окно» для ее осуществления может закрыться с уходом со своих должностей британского премьера Тони Блэра (в следующем году), главы ВР лорда Брауна (в 2008 года) и Владимира Путина.
Анна ЛАНДЕР, Алексей ГРИВАЧ, Андрей ДЕНИСОВ