|
|
N°163, 08 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Схема смеха
В Астрахани прошел фестиваль кинокомедии «Улыбнись, Россия!»
Российский открытый фестиваль комедийных фильмов «Улыбнись, Россия!» прошел в седьмой раз в принципе, уже второй раз -- в Астрахани, и впервые -- на исходе лета. Это один из немногих отечественных узкоспециальных жанровых фестивалей, доказывающий, что комедия в том или ином ее виде продолжает оставаться жанром, излюбленным не только зрителями, но и самими кинематографистами (представить себе отдельный киносмотр, посвященный, скажем, отечественной научной фантастике, фильму ужасов или даже мюзиклу, пока невозможно).
«Улыбнись, Россия!» по ряду причин относится к тем российским киносмотрам, где общение звездных и не очень гостей между собой, культурно-массовые мероприятия и прочий досуг несколько важнее собственно кинопросмотров. И даже тем, кто на самом деле собрался отсмотреть конкурсную программу, сделать это было не всегда просто: мешала, мягко говоря, неготовность местных кинозалов к нормальной демонстрации фильмов. Нередко очередные экранные шутки из-за некачественного звука приходилось воспринимать в лучшем случае по артикуляции персонажей, как следует разглядеть которые тоже выходило не всегда из-за постоянно открытых по причине вполне африканской жары дверей в зрительный зал. Но даже это кажется не такой уж большой бедой, так как собственно астраханцев (главный приз на фестивале вручается по результатам зрительского голосования) это, похоже, совершенно не расстраивало. Главным они небезосновательно считают возможность воочию увидеть своих кумиров, более всего знакомых все равно не по кинопремьерам последнего времени, а по телепередачам и сериалам. Более всего радуются проверенным медиакумирам, вроде бессменных участников программы «Городок», «ментам» с «Улицы разбитых фонарей» и непререкаемым всевечным фаворитам вроде Валентина Гафта и Ирины Муравьевой, ну а наиболее популярным и обожаемым персонажем, как всегда, остается крестный отец киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский.
Что до кинопрограмм, то в Астрахани при определенной сноровке можно было обнаружить несколько презанятнейших ретроспектив (среди них -- программа «Как впасть в папино детство», состоящая из старых и разной степени веселых советских фильмов для подрастающего поколения, от «Кати и крокодила» до «Когда я стану великаном»; «Ваши документы», составленная из неигровых киношуток; мультипликационные «Веселые картинки»; мини-ретроспектива французской комической актрисы Жозиан Баласко и юбилейная «Великолепная шестерка», укомплектованная картинами юбиляров комедийного цеха в диапазоне от Мэрилин Монро до Зиновия Гердта). Радикализм в комическом преломлении был представлен видеопроектом Андрея Сильвестрова и Павла Лабазова «Волга-Волга», в котором переодетый Любовью Орловой человек-оркестр Владислав Мамышев-Монро вносил абсурдистскую сумятицу в черно-белый мир классической александровской комедии. Самой же сильной частью внеконкурсной программы стала подборка сюжетов из сатирического киножурнала «Фитиль» 70-х годов «Классики зажигают»: два десятка отменных коротышек, поставленных при участии виднейших деятелей советского кинематографа. Ну где и когда еще привелось бы посмотреть сюжет, поставленный Никитой Михалковым, в котором Андрей Миронов и Борис Новиков разыгрывают уморительнейший дуэт в виде пришедшего лечиться сантехника и его доктора, к которому мастер разводного ключа и вантуза заходил как раз накануне? А таких перлов в программе было немало.
Что же касается собственно конкурсной программы, то в нее вошли фильмы как уже неплохо известные и побывавшие в прокате («Заяц над бездной Тиграна Кеосаяна, «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова, «Большая любовь» Дмитрия Фикса) или только-только вступающие в борьбу за зрителя («Хоттабыч» Петра Точилина, «Никто не знает про секс» Андрея Гордеева»; астраханское представление «Ненасытных» Руслана Бальтцера случилось за день до московской премьеры). Кроме того, на несколько дней раньше, чем в Венеции, можно было увидеть «Свободное плавание» Бориса Хлебникова, пусть даже и относящееся к жанру с некоторой натяжкой (как фильмы Ивана Пырьева в свое время называли «не смешными, но веселыми», так «Плавание» -- фильм скорее невеселый, но смешной). Но самым занятным было, пожалуй, отследить кинопродукцию, которая вряд ли вписывается в более или менее сформировавшийся российский (и в том числе комедийный) киномейнстрим. Эти фильмы нельзя назвать кинотрэшем в чистом виде, но по очень многим параметрам они к нему близки.
Интересную пару составили две картины. «Феномен» Михаила Кокшенова -- история про солдата Николая Шурупова (Алексей Панин), который благодаря черепно-мозговой травме получил возможность видеть людей и предметы насквозь, а также вскрывать любые замки и запоры и потому привлек внимание незаконопослушных граждан разного пошиба, -- могла вогнать в невеселый ступор даже тех, кто находил определенное очарование в предыдущих режиссерских работах всеми любимого комика (в особенности это касается трилогии «Русский бизнес» -- «Русское чудо» -- «Русский счет»). Снятый на видео фарс (с участием Алексея Булдакова, Натальи Крачковской и самого Кокшенова), где все бегают с выпученными глазами, истошно кричат и бьют друг друга по голове в худших традициях знаменитого гиньоля Карабаса-Барабаса «Тридцать три подзатыльника», сложно сравнить не то что с приснопамятными «перестроечными», но и с самыми забубенными самодеятельными телешоу, которые иногда проявлялись на районных кабельных каналах. Если на что и похож «Феномен», так разве только на совершенно сюрреалистическую фарфоровую копилку в виде хищно ухмыляющегося антропоморфного арбуза, который (вместе с местной килькой пряного посола и пугающих размеров фотоальбомом «Охотничьи просторы») был вручен всем гостям фестиваля перед отбытием домой.
Совсем другое дело -- картина Максима Воронкова «Испанский вояж Степаныча» -- продолжение «тайского вояжа» того же персонажа, так толком и не дошедшего до зрителей пару лет назад. Воронков -- создатель «Бабника 2» и «Вальсирующих наверняка» -- невозможного, но на самом деле существующего ремейка «Вальсирующих» Бертрана Блие, -- один из немногих мастеров экрана, кто воспринял весьма своеобразную эстетику «кооперативного кино» начала 90-х годов не только буквой, но и духом. Сознательно или нет, но выкристаллизовал из пестрого и странного варева тогдашнего киношного балагана-паноптикума квинтэссенцию чистого приема. И победил. Его картина о приключениях работяги Степаныча на барселонском курорте (к слову, съемочных локаций в «Вояже» побольше, чем в иной серии бондианы помимо собственно Испании в кадр попали Дубай, Лондон, Челябинск и что-то еще, а по экрану бегают вполне настоящие слоны) вызывает чистейший, ничем не сдерживаемый восторг, каковой охватывает порой при просмотре картин Эда Вуда. Конечно, к кинематографу в привычном понимании все эти прыжки и ужимки имеют отношение вполне косвенное. Но все происходящее настолько симпатично, позитивно и в конечном итоге смешно, что незаметно втягиваешься в предложенную игру и заливисто хохочешь над очередным падением в бассейн или сообщением о том, что фамилия преступного авторитета (Станислав Садальский в костюме арабского шейха) Воркутидзе. А когда фильм кончается, то с удивлением осознаешь, что встретиться со Степанычем и его семейством (Илья Олейников, Любовь Полищук и Алиса Гребенщикова составляют прекрасную, забавную и органичную «ячейку общества», напоминающую о заокеанской семье Грисвеллов в комедиях из серии «Каникулы») хочется еще раз, и неважно в какой части света.
Когда пришло время раздавать призы, «Степаныч», к сожалению получил всего одну награду -- она досталась Илье Олейникову, неожиданно выступившему в фильме в качестве не только главной звезды, но и автора музыки. Приз кинопрессы достался, понятное дело, «Свободному плаванию». А вообще на сцену во время церемонии закрытия поднимались (иногда неоднократно) Александр Баширов и Александра Назарова, Петр Зайченко и Лия Ахеджакова, а также многие другие -- за призами с самыми разными формулировками: кому за активное участие сразу в нескольких картинах конкурса, кому -- за «лучшую улыбку», а кому -- просто так, за все хорошее. Ну, а Гран-при по результатам зрительского голосования достался «Зайцу над бездной» Тиграна Кеосаяна.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ, Астрахань--Москва