|
|
N°162, 07 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Картина преступления
Россия осваивает мировой опыт музейных краж
Шумная история о похищении экспонатов из запасников Эрмитажа, похоже, всего лишь продолжает некую новую для России, но не для мировой практики тенденцию музейных краж с участием сотрудников музеев. А качество хранения экспонатов в картинных галереях страны столь низкое, что кражи удается выявлять случайно и через несколько лет после "события преступления".
На днях суд Астраханской области оставил в силе приговор Кировского районного суда трем сотрудникам картинной галереи имени Бориса Кустодиева. Впервые в новейшей истории России на скамье подсудимых оказались сотрудники картинной галереи: директор Людмила Маслова, главный хранитель Галина Машарова и реставратор Елена Маслова. Три женщины обвинялись в хищении полотна Ивана Айвазовского «Восход».
«Это была одна из лучших картин из собрания галереи, об этом было известно широкому кругу любителей искусства. Для нас главное, что удалось доказать вину музейных работников, в России, оказывается, это сложно», -- заявил сотрудник УБЭП УВД Астраханской области Дмитрий Сливин. В результате реставратора картины Елену Маслову признали виновной по ст. 164 УК РФ (хищение предметов, имеющих особую ценность) и приговорил к шести годам лишения свободы, директор картинной галереи Людмила Маслова и хранитель галереи Галина Машарова по ст. 293 УК РФ (халатность) были приговорены к условному наказанию. Однако, учитывая положение об амнистии, объявленной Госдумой РФ в 2000 году в связи с 55-летием Дня Победы, всех обвиняемых амнистировали.
История с хищением картины "Восход" началась в 2003 году. Августовским утром оперативники УБЭП нагрянули в картинную галерею имени Бориса Кустодиева и изъяли полотно кисти Айвазовского. Дальнейшая экспертиза установила, что выставленная работа -- подделка. Оригинал руководство музея представить не смогло. В местное СИЗО доставили директора, главного хранителя и реставратора галереи. Директор и главный хранитель головой отвечают за сохранность вверенных им экспонатов, реставратора же подозревали в изготовлении копии шедевра. Спустя несколько дней троицу выпустили под подсписку о невыезде. В УВД Астраханской области корреспонденту «Времени новостей» сообщили, что сделано это было, так как «люди искусства очень тяжело переживали тюрьму, их просто пожалели».
В то же время следствие выяснило, что изначально картина в реставрации не нуждалась. Местные журналисты еще в 1998 году снимали залы галереи, и по видеосъемкам эксперты Всероссийского научного художественно-реставрационного центра имени Грабаря опровергли мнение как самой Масловой, так и двух ее коллег по галерее. То, что висело на стене, было оригинальной работой Айвазовского. «Когда картину снимали, я была в отпуске, спустя месяц пришла на работу и увидела пустую раму, даже никакой таблички не было, я потом у них спрашиваю: «Где картина?», они говорят: «На реставрации». Я удивилась, она такой хорошенькой была, как новенькая, чистенькая, свеженькая», -- рассказала научный сотрудник галереи в 1976--2003 годах Татьяна Прокофьева. Рамка с надписью «на реставрации» вскоре появилась и провисела на стене почти четыре года, пока не подняли шум местные знатоки искусства.
«Дело в том, что галерея не имела своей мастерской и Маслова забрала шедевр к себе домой», -- поясняет старший прокурор Астраханской областной прокуратуры Элина Молодкина. То обстоятельство, что картина находится так долго дома у реставратора, привело к официальному обращению граждан в УВД. То, что сразу появилось на стене, несказанно удивило бывалых сотрудников галереи. Вместо полотна Айвазовского красовалась работа неизвестного автора.
«Согласно экспертным данным, краски, используемые в картине, были выпущены после 1994 года, кроме того, не соблюдалась и композиция, -- рассказывает Элина Молодкина, -- вправо был смещен холм, меньше кипарисов и больше волн».
По данным следствия, заказчиком похищения картины выступил некий иностранец. В декабре 1998 года картинную галерею посетил гражданин Италии. Иностранец попросил продать ему работу Айвазовского «Восход». «Он подошел ко мне и сказал, что ему очень понравились работы мариниста. Я отвела его к директору, у нас часто бывают иностранцы, но только один так упорно интересовался этим полотном и его стоимостью, они там вдвоем несколько часов разговаривали», -- заявила сотрудница музея Татьяна Прокофьева. Спустя месяц картину, по данным следствия, отправили на реставрацию Елене Масловой. На тот момент она на полставки подрабатывала в галерее.
Реставратор Елена Маслова утверждает, что «картина Айвазовского «Восход» была в ужасном состоянии, верхний слой лака практически был уничтожен, работы было много». Плохое состояние картины, по мнению реставратора, служило достаточным основанием, чтобы хранить ее дома.
Изначально сотрудники музея обвинялись в халатности и подмене полотна. «Потом мы выяснили, что Маслова и главный хранитель галереи Галина Машарова летали в Италию, -- рассказывает сотрудник УБЭП УВД Астраханской области Дмитрий Сливин. -- По оперативным данным, они искали давнего покупателя оригинала и просили приготовить качественную копию, но, видимо, неудачно».
Вылет женщин в Италию оперативники смогли засечь только благодаря прослушке их телефонов и найденным при обысках фотографиям. Г-жа Молодкина считает, что музейщиц обманули итальянские «партнеры», «картину они вынесли из музея и продали, получили копейки, где-то отдохнули, и все».
Сами осужденные вину не признали. Обвинили во всех смертных грехах специалистов столичного Центра Грабаря. «Последний раз картина реставрировалась именно там, и подменить полотно могли они, это было в 1964 году», -- утверждает Елена Маслова. Ни прокуратура, ни суд с этим не согласились. Прокурор Молодкина утверждает, что «подделка была очень плохого качества, специалисты признали, что работу рисовали с маленькой фотографии, причем весьма небрежно, даже не создали признаков старения полотна, а ведь Айвазовский написал работу в 1856 году».
В 2000 году работы Айвазовского меньше 300 тыс. долл. не стоили. И спрос на них был огромным. «Пик краж работ Айвазовского пришелся на 1999--2003 годы. Тогда появился некий итальянский коллекционер, выбросивший на рынок несколько миллионов долларов именно на картины Айвазовского, вот и чистили все музеи СНГ, где-то разбоем, в нашем случае -- подменой», -- говорит Дмитрий Сливин.
Найти таинственного иностранца не удалось за давностью лет. Приезжал он в конце 1998 года, а пропажу картины обнаружили в 2003-м. «Видимо, он пользовался поддельным паспортом, гражданин из Соренто как будто растворился, да он нам и не особенно был нужен, главное, что поймали работников музея», -- подчеркнул оперативник.
Картину Айвазовского, пропавшую из Астраханской областной галереи, найти так и не удалось. Сегодня в Астрахани раскручивается новое дело. Из этой же картинной галереи в конце 90-х пропало девять листов с рисунками Репина. «Подозреваемый гражданин проживает в США», -- уверяет г-жа Молодкина. Еще одно полотно Айвазовского «Море» тоже под вопросом. Администрация галереи даже указала в документах, что оригинал вызывает сомнение. На всякий случай.
По данным «Росохранкультуры», с 1999 года удалось выявить 22 кражи из государственных хранилищ. Криминальное первенство в списках прочно удерживают Москва и Петербург, дальше следуют Астрахань, Таганрог, Волгоград, Калуга, Челябинск, Тула. Жертвами воров стали предметы старины: монеты, награды, иконы, рисунки и живописные полотна. В 80% случаев в заговор с похитителями входили музейные сотрудники. Люди в масках нападали на хранилища только дважды.
Максим ГЛАДКИЙ, Астрахань--Москва