Время новостей
     N°162, 07 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.09.2006
Опекун для родителей
Комиссиям по делам несовершеннолетних разрешат жаловаться в суд на неблагополучные семьи
Если родители несовершеннолетних россиян тратят деньги не на детей, а на алкоголь и наркотики, им самим может быть назначен опекун. Инициировать подобный процесс в суде, возможно, скоро смогут региональные комиссии по делам несовершеннолетних. Соответствующие поправки в закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» подготовлены в Госдуме и будут рассмотрены в ходе осенней сессии. Предлагается, в частности, наделить комиссии правом обращаться в суд с заявлениями «об ограничении родителей в дееспособности вследствие злоупотребления ими спиртными напитками и наркотическими средствами». Аналогичное предложение сделано и в отношении самих несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Комиссии, говорится в законопроекте, должны иметь право обратиться в суд с заявлениями о лишении пьющих или пристрастившихся к наркотикам подростков возможности самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Однако деньги останутся в семье, просто их распорядителями станут родители или опекуны несовершеннолетних.

«По Гражданскому кодексу ограничивать дееспособность может только суд. Обращаться туда с подобным заявлением в отношении подростков сейчас могут только родители, усыновители, попечители и органы опеки. Однако комиссии по делам несовершеннолетних зачастую имеют больше информации о жизни подростка, к тому же родителям иногда абсолютно все равно, на что их ребенок тратит деньги, -- объяснили корреспонденту «Времени новостей» в думском комитете по делам женщин, семьи и детей. -- Что же касается взрослых, то ограничение их дееспособности -- это, на наш взгляд, более щадящая мера, нежели лишение родительских прав. Ребенок остается в семье, но если его родители ухудшают материальное положение семьи пристрастием к алкоголю и наркотикам, суд их тоже может ограничить в дееспособности. Деньгами в этом случае распоряжается специально назначенный судом попечитель».

Кроме того, если законопроект будет принят, в российском законодательстве наконец-то появится глава, регламентирующая деятельность самих комиссий по делам несовершеннолетних, которые сегодня ориентируются на советское еще положение, принятое в 1967 году. Предлагаемые депутатами полномочия этих органов пока неизвестны, но, как утверждают разработчики, в документе «прописан перечень мер воздействия, которые комиссии могут применять к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям. Кроме того, устанавливается порядок обжалования принятых комиссиями постановлений».

О необходимости подобной регламентации давно заявляют и правозащитники. Как рассказал корреспонденту «Времени новостей» руководитель организации «Право ребенка» Борис Альтшулер, «на федеральном уровне до сих пор не расшифровано, как комиссии по делам несовершеннолетних должны координировать действие госорганов и учреждений системы профилактики». «Например, в Московской и Саратовской областях есть очень хорошие законы «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»», и они начали работать, -- рассказал г-н Альтшулер. -- Но это исключения, потому что нет федеральной нормы. До 1 января 2005 года эти комиссии были при местных органах власти, сейчас их вывели из муниципального управления и передали в региональное. Но их положение в разных регионах разное. Есть продвинутые регионы, та же Московская область, где такая комиссия создана постановлением губернатора и значится при губернаторе же, а есть области, где все подвешено».

Что же касается наделения комиссий полномочиями подавать заявления об ограничении дееспособности родителей и детей, то г-н Альтшулер считает это «отдельными» поправками, которые не решают проблему в целом. «В законодательстве, в Семейном кодексе давно необходима норма о назначении неблагополучной семье социального патроната, -- утверждает он. -- Социальный патронат -- это та правовая форма, которая позволяет помогать семье без изъятия ребенка. Сегодня из-за того, что отсутствует эта норма, есть только два решения: либо ничего не делать до страшной беды, либо, если уж ребенка спасают, его отбирают, а тогда он потенциальный сирота». По словам г-на Альтшулера, такие инструменты уже используются все в той же Московской области, но «очень узко». «Конечно, надо на федеральном уровне срочно вводить эту норму. Это вопрос не лет, это вопрос месяцев, это нужно было сделать позапозапозавчера», -- считает глава организации «Право ребенка».

Ирина БЕЛАШЕВА