|
|
N°162, 07 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фуад ас-Синьора: Ливанская армия придет на юг навсегда
Сегодня в Бейрут для переговоров с ливанским руководством прибывает глава МИД России Сергей Лавров. Он встретится с президентом Эмилем Лахудом, премьером Фуадом ас-Синьорой и спикером парламента Набихом Берри. Сегодня же российская делегация побывает в Сирии, а уже вечером вылетит в Израиль. Основные надежды в деле нормализации обстановки в Ливане международное сообщество возлагает на премьер-министра этой страны. Вчера Фуад АС-СИНЬОРА принял в своей резиденции в Бейруте обозревателя «Времени новостей» Елену СУПОНИНУ.
-- Г-н премьер-министр, как все-таки будет осуществляться требование международного сообщества по разоружению группировки «Хизбалла»?
-- Прежде всего я подчеркну, что «Хизбалла» -- солидная ливанская политическая партия. Она внесла огромный вклад в освобождение ливанских территорий от израильской оккупации. У этой партии есть депутаты в парламенте, министры в правительстве. Ее поддерживают многие ливанцы. Пункт о разоружении «Хизбаллы» -- один из семи пунктов договоренности, достигнутой всеми политическими силами Ливана. Речь также о том, чтобы правительство Ливана само контролировало всю территорию страны без исключений. (Юг Ливана до сих пор находится под фактическим контролем «Хизбаллы». -- Ред.) Право на владение оружием станет монопольным правом государства, как в других странах. Одновременно мы добьемся ухода из Ливана израильских войск, вновь вошедших на наш юг этим летом. Высоты «Ферма Шебаа» (израильтяне не хотят уходить оттуда. -- Ред.) будут также либо освобождены, либо временно переданы под международный контроль.
С «Хизбаллой» мы будет вместе работать по выполнению этих договоренностей. Это будет честная, кропотливая работа. Начнем с юга, где не должно будет остаться никакого оружия, кроме как у армии. Дальше шаг за шагом будем решать и другие проблемы. Но для продвижения вперед нам необходим параллельно прогресс в освобождении наших земель и в освобождении наших заключенных из израильских тюрем. Израильтяне также должны передать нам карты минных полей, установленных ими на юге Ливана.
-- То есть забирать оружие у «Хизбаллы» будет ливанская армия?
- У армии уже есть четкие инструкции, что делать. Наши военные будут продвигаться из района в район, взаимодействуя с местными жителями. Мы же не хотим создания там проблем. Речь не о том, что армия будет заниматься выискиванием оружия. Но армия будет следить, чтобы там не было никаких незаконных военных баз, чтобы никто не ходил с оружием, кроме самой армии. Армия и международные миротворцы должны прочесать всю территорию южнее реки Литани (в 30 км от границы с Израилем. -- Ред.). Не будет зон, куда они не войдут. У ливанской армии будут также полномочия на конфискацию обнаруженного при этом оружия либо оружия, о нахождении которого там-то и там-то армейские структуры будут оповещены информаторами. Ливанская армия придет на юг страны не для временной миссии. Армия придет на юг навсегда. И это после отсутствия там 38 лет! Но не драматизируйте, все должно идти своим чередом.
-- Министр обороны России Сергей Иванов на днях объявил, что Москва может отправить в Ливан в качестве миротворцев невооруженные подразделения инженерных войск. Почему Бейрут до сих пор не ответил на это предложение?
-- Официально нас еще не оповещали об этом. Пока нам только сообщили, что Москва изучает возможность отправки миротворцев. Мы со своей стороны приветствуем участие России в миротворческой операции в любой форме. К тому же сначала этот вопрос Россия будет обсуждать с генсеком ООН.
-- Как вы оцениваете позицию России в дни только что закончившейся войны?
-- Россия для нас давний друг, между нашими государствами исторически хорошие отношения. Мы ценим эту дружбу. Хотелось бы только, чтобы Россия была более инициативной на Ближнем Востоке. Да, мы хотим от России большего, большей активности, но хорошо уже то, что мы дружественные страны и строим наши отношения на основе взаимного уважения.
-- Генсек ООН Кофи Аннан пообещал, что израильская блокада Ливана, а страна сейчас лишена морского и воздушного сообщения, будет снята уже в этот четверг. Означает ли это, что правительство Ливана согласилось на условия, выдвинутые израильтянами для снятия блокады?
-- Во-первых, никаких условий израильтяне мне не ставили. И я никогда бы не принял их условий. Но мы со всей ответственностью заявляем, что возьмем все наши границы под полный контроль. ООН нам окажет техническую поддержку и поможет с подготовкой кадров. ООН также предложит нам группу дружественных государств, которые временно помогут с обеспечением порядка на наших морских границах. Мы будем действовать исходя исключительно из наших интересов и, конечно, на основании принятой в августе резолюции Совбеза ООН №1701, совпадающей с этими интересами. У нас есть план действий, и мы не позволим, чтобы какие-то сюрпризы выбили нас из колеи. Никаких неожиданностей быть не должно -- они не в наших интересах.
-- То есть не будет неожиданностей вроде той, с которой началась война этим летом? Я имею в виду захват 12 июля израильских солдат ливанской группировкой «Хизбалла».
-- Это несколько другая тема. Я говорю о наведении порядка на наших границах...
-- Так ведь солдат захватили в приграничной зоне, это имеет отношение к порядку на границах...
-- На юге в соответствии с резолюцией 1701 размещаются ливанская армия и миротворцы из Временных сил ООН в Ливане (ЮНИФИЛ). Как только оттуда уйдут израильские войска, наша армия встанет вдоль всей границы с Израилем и мы будем придерживаться договоренностей о перемирии. Так что возможности для повторения подобных захватов будут перекрыты.
-- Но ведь получается, что пока не сам Ливан, а военные из других стран будут контролировать ливанские морские границы?
-- Но только вместе с ливанскими военно-морскими силами и параллельно обучая наших людей, снабжая нас необходимым оборудованием. Так что очень скоро мы будем делать все это самостоятельно.
-- И все-таки разве вы не ощущаете, что Ливан лишается части своего суверенитета? Представьте, если бы та же Россия не сама контролировала свои границы, а с помощью других стран.
-- Да, но надо вспомнить, в каких условиях принималась резолюция Совбеза ООН. Вот говорят, что все началось с того самого захвата 12 июля. Но ведь первопричина случившегося -- израильская оккупация. Еще одна причина -- то, что в израильских тюрьмах находятся сотни ливанских заключенных, захваты и ранее совершались с целью обмена. В таких тяжелейших условиях Израиль ответил на этот раз жесточайшей агрессией, посмотрите, как разрушен Ливан, погибли люди, это была бесчеловечная реакция, попрание всех прав человека. Нам надо было прекратить огонь как можно скорее. Да, некоторые положения достигнутых договоренностей вступают в противоречие с суверенитетом государства Ливан. Но спрашивается, кто ответствен за все это? Израильская оккупация!
-- Других виноватых нет?
-- Целая цепь причин привела к тому, что случилось. Да, конкретно за случившееся 12 июля ответственность несет «Хизбалла». Но почему она сделала это? Потому что у этой причины есть первопричина -- оккупация.
-- А в Тегеране или Дамаске разве нет тех, кто мог бы разделить ответственность за все это?
-- Мы знаем только, что захват 12 июля был совершен по решению самой «Хизбаллы». Кто мог способствовать этому, подстрекать, станет известно со временем.
-- И все-таки кажется, что Ливан стал ареной борьбы региональных сил -- Ирана и Сирии с одной стороны, а с другой Израиля, за которым стоят США. Вы не ощущаете этого?
-- Конечно, я не могу отрицать этого. И все, что мы сейчас делаем, направлено на то, чтобы Ливан перестал быть ареной чей-то борьбы.
-- Вы, получается, не верите в эффективность американского плана по преобразованию региона в «новый Ближний Восток»?
-- Я вообще не понимаю, что такое этот «новый Ближний Восток». И не верю в то, что чужими идеями и традициями можно напитать местную почву, словно готовыми продуктами быстрого приготовления. Цивилизации должны взаимодействовать и обмениваться лучшим. От чего страдает Ближний Восток, так это от отсутствия справедливости, от нерешенности палестинской проблемы и от продолжения израильской оккупации арабских территорий. Сначала надо решить эти проблемы, и только потом реально будет приступить к нормальному развитию региона.
-- Израильтяне говорят, что блокада Ливана необходима из-за того, что «Хизбалла» регулярно нелегально получает оружие из Ирана и Сирии.
-- Я скажу только, что ливанское правительство стремится к наведению порядка на своих границах, мы уже приступили к этому, и нет причин для сохранения блокады, из-за которой мы уже потеряли миллиарды долларов.
-- Генсек ООН Кофи Аннан на этой неделе предложил Ливану и Израилю посредничество в обмене захваченных «Хизбаллой» израильских солдат на ливанских заключенных. ООН впервые берет на себя такую миссию. Означает ли это, что Германия, пытавшаяся посредничать в этом, не преуспела?
-- Мне вообще не кажется, что можно говорить о некоей посреднической роли Германии. Говорили еще, что Италия посредничает. Ничего такого не было. Сейчас генсек ООН предпринимает попытку решить эту проблему, и, как мне показалось, Кофи Аннан поставил жесткое условие -- чтобы никаких других посредников не было. Иначе он снимет с себя взятые полномочия.
-- В Ливане продолжается совместное с ООН расследование убийства в феврале 2005 года одного из предшественников на вашем посту, бывшего премьер-министра Рафика Харири. Насколько мне известно, ваше правительство склоняется к идее создания международного трибунала для поиска и наказания убийц.
-- Буквально в эти дни мы ожидаем приезда высокопоставленного юриста из ООН, с которым обсудим, что необходимо сделать для этого. Ведь на создание трибунала должны дать разрешение и правительство, и парламент Ливана.
-- А кто подозреваемые? Ведь в ливанской тюрьме сейчас находятся четыре генерала, бывшие руководители спецслужб Ливана, проходящие по этому делу...
-- Я не могу комментировать сейчас это. Есть подозреваемые, но расследование продолжается.
-- Рафик Харири выступал за прекращение влияния Сирии на Ливан. Весной 2005 года сирийские войска, пробывшие здесь 26 лет, ушли из Ливана. Но решена ли проблема или вы продолжаете ощущать присутствие сирийцев?
-- Без сомнения, у Сирии сохраняются многочисленные рычаги влияния в Ливане. Мы стремимся выстроить с соседней Сирией действительно братские отношения, основанные на взаимном уважении и невмешательстве в дела друг друга. Несмотря на сложности, это единственно правильный путь.
-- Сохраняется ли опасность возобновления гражданской войны в Ливане?
-- Такие разговоры, словно мыльные пузыри, время от времени возникают. Но я не считаю это возможным. Ливанцы, имевшие этот страшный опыт в прошлом и заплатившие за него большую цену, не допустят его повторения.
|