Время новостей
     N°161, 06 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.09.2006
«Политический фактор»
Игорю Шувалову мешают объединить «Совкомфлот» и «Новошип»
Помощник президента России, председатель совета директоров "Совкомфлота" Игорь Шувалов назвал вчера своей личной задачей слияние этого крупнейшего пароходства страны со второй по размеру судоходной компанией -- «Новошип». Г-н Шувалов сказал, однако, что процесс тормозят «политические факторы» и противодействие неназванных им «чиновников». Все 100% акций «Совкомфлота» находятся в госсобственности, поэтому в его совете директоров заседают исключительно представители государства. В последний раз полномочия Игоря Шувалова как главы совета были подтверждены 31 августа 2006 года. Госпакет «Новошипа» составляет 67,13% голосующих акций, около 19,7% владеют дочерние общества компании.

История с объединением двух пароходств тянется уже второй год. Считается, что эту идею выдвинул бывший министр транспорта России Сергей Франк. Предложение вызвало резкое противодействие бывшего менеджмента «Новошипа», но нашло понимание у председателя совета директоров «Совкомфлота» Игоря Шувалова. В итоге в «Новошипе» произошла смена управленческой команды, а пост генерального директора занял выходец из близких к «Совкомфлоту» структур Сергей Терехин, одобряющий предложенную схему объединения. Она предусматривает выпуск допэмиссии акций «Совкомфлота», которую государство оплатит пакетом «Новошипа». В конце августа эксперты «Новошипа» дали заключение, что для компании будет выгодно слиться с «Совкомфлотом». Месяцем ранее к такому же выводу пришли со своей стороны эксперты «Совкомфлота».

Профильное Министерство транспорта пока не дало официального одобрения на проведение сделки. Однако после состоявшегося 25 августа заседания совета директоров «Новошипа», на котором были приняты к сведению позитивные результаты экспертизы, источник в Минтрансе заверил «Время новостей», что до 10 сентября министерство направит в Минэкономразвития свое положительное заключение.

Однако Игорь Шувалов заявил вчера: "Я так понимаю, что многие представители власти, от которых зависит принятие промежуточных решений, побаиваются обвинения в том, что это новая ступень к консолидации государством своих активов". Г-н Шувалов мог иметь в виду главу Минэкономразвития Германа Грефа, известного неодобрительным отношением к монополиям. Впрочем, пресс-служба этого ведомства заверила вчера «Время новостей», что руководство Минэкономразвития в последнее время по проблеме взаимоотношений «Совкомфлота» и «Новошипа» не высказывалось, по меньшей мере публично. Федеральная антимонопольная служба также может возражать против сделки, однако и она пока ничего подобного не озвучивала.

Не делает секрета из своего негативного отношения к планируемому объединению администрация Краснодарского края, где базируется «Новошип». Губернатор Александр Ткачев не раз высказывал опасения, что уход «Новошипа» под крыло «Совкомфлота» (зарегистрированного в Санкт-Петербурге) лишит краснодарский бюджет ценного налогоплательщика. 29 августа эту позицию еще раз подтвердил первый вице-губернатор региона, член совета директоров "Новошипа" Александр Ремезков. «Для нас важен вопрос, где будет зарегистрирована новая (объединенная. -- Ред.) компания и как при этом будут отражены интересы Краснодарского края», -- сказал он. Анализируя положительные и отрицательные последствия объединения, г-н Ремезков в числе последних упомянул риски управления крупной структурой, а также сложности с определением реальной стоимости каждой компании, что может негативно повлиять на права миноритарных акционеров.

Г-на Шувалова эти моменты не пугают: «Задача эта (объединение. -- Ред.) абсолютно правильная, для этой задачи меня туда направляли. Но на фоне того, что власть постоянно упрекают либо в национализации, либо в постановке бизнес-активов под свой контроль, мне эту сделку до конца быстро осуществить не дают, хотя для этого есть все необходимые предпосылки».

Михаил КУКУШКИН