|
|
N°161, 06 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Критическая точка
Переговоры с США о вступлении России в ВТО могут начаться заново
Правительство может приостановить процесс переговоров с США по вопросу о вступлении России во Всемирную торговую организацию, заявил вчера помощник Владимира Путина Игорь Шувалов. Причина в том, что и Москва, и Вашингтон уже исчерпали резерв компромиссов друг с другом, но к согласию так и не пришли. «Я так понимаю, что мы подошли скорее всего к крайней точке, к определению крайних позиций и мы не можем дальше уступать ни по каким направлениям», -- приводит Интерфакс слова г-на Шувалова. По его мнению, к «крайней точке» подошли и американские переговорщики. Высокопоставленный собеседник «Времени новостей» в администрации США, участвующий в определении линии торговых переговоров, подтверждает слова кремлевского чиновника о невозможности дальнейших уступок.
В сложившейся ситуации, говорит Игорь Шувалов, задачи «любым путем» заключить соглашение с США перед российской стороной не стоит. Как известно, обе стороны намеревались подписать соглашение накануне петербургского саммита «большой восьмерки» в середине июля. Однако за несколько дней до саммита выяснилось, что не урегулирован вопрос санитарного контроля свинины и говядины, импортируемой в Россию из США. Российский Минсельхоз потребовал аудита по поводу того, как этот контроль осуществляется в Америке. Эта процедура, как предполагалось, должна занять три месяца. В октябре переговорщики планировали встретиться вновь.
Уже задолго до саммита в Петербурге было очевидно, что путь вступления в ВТО -- это путь не только экономических, но и политических компромиссов. Именно благодаря такому компромиссу, например, было достигнуто соглашение с другим крупнейшим торговым партнером -- Евросоюзом. Оно было подписано в Москве в мае 2004 года, благодаря тому что Владимир Путин пообещал тогдашнему главе Еврокомиссии Романо Проди ускорить присоединение России к Киотскому протоколу. Это обещание, как известно, не было выполнено.
На переговорах с США проблема заключается в том, что Москве нечего предложить Вашингтону в качестве равноценного обмена на допуск в ВТО. Китай, который сумел отстоять свои интересы по целому ряду позиций и вступить в ВТО, имеет в своем распоряжении серьезнейшее экономическое лобби в США, чем Москва похвастаться не может. Поэтому у российских чиновников остаются два пути -- «угрозы» и «шантаж».
Первый вариант Москва уже испробовала. В середине августа глава Минэкономразвития Герман Греф написал главной американской переговорщице Сьюзен Шваб письмо, которое в Вашингтоне восприняли как ультиматум. Министр пообещал пересмотреть действующую систему квот на поставки мяса в Россию, которая предусматривает преференции для импорта из США. «Эта серьезная преференция была дана во время переговоров о вступлении России в ВТО. Поскольку процесс затормозился, не знаю, насколько целесообразно держать такой объем преференций по отношению к американским товаропроизводителям», -- рассказывал несколько дней спустя Владимиру Путину глава Минсельхоза Алексей Гордеев. Торговое ведомство США в ответ заявило, что изменение объемов квот для США серьезно затруднит переговоры по ВТО.
Остается второй путь -- продемонстрировать Вашингтону, что «нам и самим не очень-то хотелось». Владимир Путин, кстати, не раз декларировал мысль о том, что вступление страны в ВТО представляет взаимный интерес. Неофициально же в Кремле говорят, что переговорщики из МЭРТ действуют по логике «результат (вступление в ВТО) должен быть достигнут», в то время как это вовсе не обязательно. «Отрицательный результат -- тоже результат», -- говорит один из кремлевских чиновников.
Однако и подобный «шантаж» вряд ли окажется эффективным, так что, по-видимому, вступление в ВТО откладывается до лучших времен. Анонимный источник в российской переговорной делегации, пытаясь смягчить эффект от слов Игоря Шувалова, сообщил вчера Интерфаксу, что переговоры с США «находятся в активной стадии», «согласуется точная дата встречи делегаций двух стран», причем «непреодолимых проблем сейчас нет».
Тем не менее Игорь Шувалов полагает: «Для нас внутриполитически очень тяжело будет сдать наши позиции. Скорее всего правительство может пойти на то, чтобы этот цикл (переговоры с США. -- Ред.) запустить по новой, приостановить».
Высокопоставленный чиновник администрации Буша, пожелавший сохранить анонимность, привел «Времени новостей» практически идентичные доводы в обоснование позиции Вашингтона.
«Мы действительно очень хотим, чтобы Россия вступила в ВТО, но находимся сейчас в довольно щекотливом положении. Другие страны, наши партнеры, ждут от нас особенной настойчивости на этих переговорах, поскольку сами в силу политических причин не могли проявить такую настойчивость в важных для себя вопросах в рамках собственных переговоров с Москвой», -- говорит чиновник. Он так же отмечает, что Вашингтон не может предоставить Москве «более льготные» условия, чем были согласованы на переговорах с другими странами при их вступлении в организацию. В частности, говорит он, это касается таких важных для Америки партнеров как Саудовская Аравия и Украина, которым пришлось согласиться на открытие иностранных банковских филиалов.
Несмотря на демонстрируемое желание договориться с Москвой, в Вашингтоне, что неудивительно, зреет раздражение по поводу затянувшихся переговоров. Собеседник «Времени новостей» называет мясной ультиматум Германа Грефа «очень некрасивым жестом» и предлагает «задуматься над тем, достойна ли страна, которая действует методами шантажа, вообще находиться в ВТО». В то же время, говорит чиновник, «ответных мер мы не готовим, поскольку считаем, что до этого не дойдет» (распределение квот на поставки мяса действует до 2009 года; США настаивают на продлении этого соглашения, а Россия готова разорвать его уже сейчас).
Если события будут развиваться по сценарию, изложенному г-ном Шуваловым, то есть Москва начнет заново переговоры с США, то фактически будут отозваны уже сделанные Россией уступки (в частности, договоренности о снижении пошлин на широкий круг товаров от мебели до продуктов питания). Сейчас, по словам американского собеседника «Времени новостей», несогласованными остаются считанные позиции: условия ввоза комбайнов и авиазапчастей, «мясное» соглашение, проблема нетарифных барьеров (внутренние ограничения на оборот импортной продукции, например, алкоголя или лекарств) и доступ иностранцев на российский рынок финансовых услуг.
Вера СИТНИНА, Вашингтон, Андрей ДЕНИСОВ