Время новостей
     N°163, 08 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.09.2006
На полном серьезе
Завтра открывается юбилейная архитектурная биеннале в Венеции
Самый крупный архитектурный форум мира, архбиеннале в Венеции, к своей круглой дате -- десять лет -- отнесся с большим пиететом. Девятая биеннале могла бы иметь девиз «больше аттракционов -- хороших и разных». Все выставочные проекты вспоминаются теперь гигантским парком чудес, где что ни форма, то спираль, тоннель, зигзаг или просто какие-то оплазмированные трансформеры. К цифре «десять» все как-то подтянулось и посерьезнело. Задиристые и подчеркнуто полемичные с классической традицией «Метаморфозы», бывшие с подачи швейцарского историка Курта Форстера темой прошлой биеннале, уступили место другому лейтмотиву, научно-респектабельному и чуточку занудному. Его определил новый куратор Ричард Бердет, профессор Лондонской школы экономики и бизнеса, архитектурный консультант мэрии Лондона. Он предложил тему «Город. Архитектура и общество».

По мнению мистера Бердета, тема имеет большую социальную значимость. Ведь в городах живет больше половины населения земли, и к середине XXI века в них будут обитать более 75% людей, причем значительная часть -- в мегаполисах.

Сегодня пришедшее в древний Арсенал (по традиции основная площадка биеннале) профессиональное сообщество (для широкой публики официальное открытие 10 сентября) увидит модели правильного развития инфраструктуры крупных городов. Сердце кураторской экспозиции биеннале -- инсталляция, рассказывающая о жизни шестнадцати мегаполисов с четырех континентов. Среди выбранных городов -- Барселона, Берлин, Лондон, Каир, Стамбул, Токио, Шанхай, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Мехико... (Москва по причинам отсутствия ясности перспектив развития в список не попала.) Видео, фото, макеты рассказывают о социуме, инфраструктуре, экономике, культуре этих городов. Бердет уверен, что разговор о городах может быть фундаментальным только в случае междисциплинарного сотрудничества. Потому будем продираться сквозь бесчисленные таблицы, статистические сводки, экономические отчеты, подготовленные привлеченными к работе над темой многочисленными исследовательскими институтами мира.

В этом году филиал архбиеннале откроется в Палермо. Там покажут выставку «Город-порт». Новшеством регламента будет и то, что церемония вручения наград пройдет не в день открытия, а в конце работы биеннале, 8 ноября. Заранее известен лишь один лауреат -- Ричард Роджерс. Прославленный архитектор и общественный деятель, защитник идей экологии и социальной справедливости в городах, получит «Золотого льва» за вклад в профессию 10 сентября.

Как обычно, основной проект дополняют экспозиции национальных павильонов. По воле куратора Евгения Асса в этом году Россию представляет гуру отечественной концептуальной архитектуры, любимец критиков и поэтов (Тимур Кибиров посвящал ему стихи) Александр Бродский. Бродский занял легендарное щусевское здание русского павильона целиком. Он сочинил там щемящий лирический роман под названием «Несколько эпизодов из жизни любимого города, рассказанные архитектором». Две зоны павильона, верхняя и нижняя, оказались связанными таким очень узнаваемым коридором с цинковыми панелями и кособокими крышами. Так с советского времени лепятся к домам всякие коммунальные службы -- ЖЭКи в частности. Из этого коридора можно попасть в нижний зал и увидеть слайд-шоу разных проектов Бродского на тему «потрескавшихся империй». Если подняться по лестнице в главный зал, то можно ностальгировать и медитировать среди семи инсталляций, в которых жизнь мегаполиса (не продвинутого, а нашего, постсоветского) открывается с очень щепетильной, интимной стороны. Один, например, объект напоминает шарманку, внутри которой макет спального района города. В крошечных окошечках горит свет. Крутишь ручку шарманки, и, как в стеклянных новогодних шариках, начинает кружиться над городом снег. И сладко так, и тепло, будто снова любимые кадры из «Иронии судьбы» смотришь. Вообще своей тонкой меланхолией и настроением смешанным, когда смешно и слезно, и в детство очень хочется, творчество Бродского ассоциируется у меня с мистериями Славы Полунина. Бродский -- грустный клоун российской архитектуры. Подробнее обо всем его проекте для биеннале в следующем репортаже из Венеции.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки