|
|
N°162, 07 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не музейная традиция
250-летие русского театра напоминает про актуальность
Малый театр вслед за Александринским торжественно открыл юбилейный сезон. В течение года на бывших императорских подмостках в обеих столицах будут праздновать 250 лет русского театра. В 1756 году императрица Елизавета подписала указ, которым частная труппа ярославского театрала-любителя Федора Волкова объявлялась государственной. Правда, сами императорские театры в том виде, в каком мы их знаем, появились позднее, в начале XIX века; но нынешние торжества никто и не выдает за их отдельный юбилей. Скорее они должны напомнить о материях иного свойства. По сути, 250 лет прошло с того момента, как государство признало институт театра и взяло его под свою опеку. Конечно, не всегда приятную и со всеми вытекающими, вплоть до монополии на сценические представления и цензуры. Но в свете последних идей перевести театр во внебюджетную сферу, что было бы подобно смерти, потому что самоокупаемость в театре невозможна, в такой перспективе стоит напомнить государству о том давнем акте доброй воли. Правда, Малому при любой власти ничего не грозит -- в предполагаемом списке избранных Дом Островского и на этот раз фигурировал среди первых.
На официальном капустнике артисты шутили -- цитатами из своих спектаклей -- про деньги, чиновников и меценатов: в представительном юбилейном зале сидели сплошь чиновники и меценаты, к тому же главного драматурга театра, Александра Николаевича Островского, тема эта сильно волновала. Потому и некоторые коллизии его пьес из эпохи первоначального русского капитализма звучат по нынешним временам актуальнее новой драмы (хотя Малый за актуальностью никогда не гнался). В своей консервативности он зачастую предпочитает традицию здравому смыслу и кажется пафосно несовременным. Но кроме детальных исторических костюмов, древних, до Станиславского бывших мизансцен и грамотной сценической речи, он сохранил даже не школу, не ансамбль, а редкие актерские индивидуальности. Элина Быстрицкая, Василий Бочкарев, Елена Глушенко, сам художественный руководитель -- Юрий Соломин... Предоставленные на сцене самим себе, они играют от души, в стиле безудержного гения Мочалова из статей Белинского, а попадая в руки настоящих режиссеров, создают настоящий психологический театр. В спектаклях Сергея Женовача на сцене Малого так удивительно оживает мхатовская традиция ансамбля, что впору ахнуть: оказывается, этот консервативный театр не только музей. Он просто ждал, пока оба прямых мхатовских наследника, горьковский и чеховский, сдадут последние редуты, а потом взял к себе то, что осталось, и сохранит до лучших времен.
А пока в другом театральном музее, Бахрушинском, открылась выставка, посвященная тому же юбилею. В небольших залах разместились два с половиной века русского театра -- от Щепкина до Мейерхольда. Фотографии из спектаклей, портреты артистов, программки -- та драгоценная пыль кулис, которая остается от самого преходящего искусства -- театра, и которую можно будет увидеть в течение сезона.
Екатерина РЯБОВА