|
|
N°162, 07 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кондопога: последний звонок
То, что произошло в Кондопоге, -- это, безусловно, спонтанная драка с убийством, спонтанное столкновение, которое, тем не менее, приобрело межэтнический характер. Как бензин зажглась вся социальная ситуация, вспыхнула межэтническая рознь, пошла бурно и неконтролируемо реакция выбора позиции -- «за кого ты, за тех или за других?».
В России существует некая фигура умолчания относительно этнической политики, отсутствует ясное определение, что считать «нацией», что считать «этносом», что считать «народом», а что считать «национальностью». И вместо того, чтобы разобраться с этими понятиями, все ограничивается лишь заклинаниями о «всеобщем равенстве», о «многонациональном», «многокультурном» обществе. Глубинные моменты человеческой психологии, связанные с этнической идентификацией, загонялись в подполье, не рассматривались открыто, не обсуждались в обществе, а, наоборот, клеймились.
Безусловно, существуют проблемы этносов. Если в русско-карельский северный город приезжают представители Кавказа и еще начинают заниматься определенным специфическим бизнесом, основанным на этнических связях, естественно, рано или поздно это породит социальное напряжение. События в Кондопоге -- это, по сути дела, разновидность этнического погрома. Здесь, как и в любом межэтническом конфликте, принципиально нельзя найти ни правых, ни виноватых. Не бывает чистых жертв и чистых агрессоров. Совершенно невозможно найти и наказать так называемых «зачинщиков». Когда конфликт переходит в межэтническую область, то понятия «правый»-«виноватый», «жертва» и «палач», «зачинщик» и «пострадавший» просто упраздняются. Возникает инстинктивное желание обменяться формами коллективной ответственности и соответственно поступить с противником, который уже приобретает статус этнического врага, а не просто человека, совершившего неправильный или криминальный поступок. Поэтому то, что произошло в Кондопоге, это на самом деле очень масштабное по меркам России межэтническое столкновение, поскольку ничего подобного у нас в последнее время не происходило.
Раз у нас нет последовательной этнической политики, четкого представления о том, что такое «российская идентичность», раз у нас нет культуры воспитания людей в соответствии с той или иной национальной моделью, мы не вправе требовать от наших граждан, чтобы они каким-то правильным образом выстраивали систему межэтнических отношений. Просто слова о «толерантности» ничего не значат, тем более что это не юридическая категория и очень расплывчатый термин. При отсутствии определенной этнической политики, образовательной системы, которая готовила бы россиян, особенно молодежь, существовать в обществе, где живут представители разных этносов, невозможно требовать от людей, чтобы они действовали в соответствии с какими-то правилами, которых они просто не знают, о которых они не уведомлены и которые еще никем не сформулированы. Вместо продуманной этнической политики каждый человек на уровне своего понимания может выстроить себе самую экстравагантную концепцию, в том числе и демонизирующую другие этносы и оправдывающую в своих глазах и в глазах своего окружения любые действия.
Следует обратить внимание на различие этнического самосознания местного населения, то есть, например, русских и этнических меньшинств, которые искусственным образом без естественных исторических предпосылок оказываются в зоне традиционного компактного проживания русских, как некая новая этническая и социальная группа. С точки зрения гражданского права существует абсолютная свобода перемещения по России всех граждан России или всех людей, которые получают легальные документы на проживание и работу в России. Здесь юридическая сторона безупречна, но, меняя место жительства, представители небольших этносов России держатся, как правило, более сплоченно, с чувством взаимной выручки и взаимной поддержки, что отличает их от местного населения. Кроме того, они продолжают, что совершенно естественно, организовывать свою профессиональную деятельность, свое общежитие в соответствии с собственными этническими культурными архетипами. Их никто не учит поведению в среде коренного населения.
Кода русский народ, который составляет подавляющее большинство жителей России, находился на духовном и культурном подъеме, процесс ассимиляции небольших этнических групп или просто их адаптации в этих условиях проходил сам собой. Но сегодня, когда у русского народа есть проблемы с самоидентичностью, когда сама русская национальная идея постоянно оплевывается и людям прививается некий комплекс за то, что они являются русскими, когда их унижают, когда сам факт национальной этнической принадлежности к великороссам считается чем-то едва ли не позорным, -- мы получаем, конечно, очень печальную картину. Забитые представители русского этнического большинства проигрывают по всем параметрам сплоченному, достаточно бурному и активному этническому меньшинству, которое решает поселиться в зоне компактного проживания русских. И если с точки зрения законов это абсолютно нормальная и понятная вещь, то с точки зрения культурной и социокультурной это чревато нагнетанием психологической обстановки, что рано или поздно выливается в погромы с жертвами. Причем с жертвами не просто хулиганских действий и разборок, но с жертвами межэтнического конфликта.
В Кондопоге все эти элементы присутствуют. Пьяная разборка с азербайджанцем-барменом перерастает в массовую драку с участием вооруженных чеченцев, в результате которой два человека убиты, а многие тяжело ранены. Вся история обрастает слухами об отрезанных ушах и криках «Аллах акбар». После этого возникает устойчивая психологическая потребность солидарности со «своими», которые тем более оказались жертвами, и выражение ненависти в отношении «чужих», выступивших в роли агрессоров. Все дело усугубляется колоссальным уровнем коррупции местных административных и правоохранительных органов, которые оказываются здесь в роли «пособников чужих». Хотя коррупция не имеет этнической принадлежности и работает в интересах тех, кто «заносит».
В такой ситуации невозможно искусственно заставить русских отказаться от солидарности с теми, кто оказался в данной истории в качестве жертв. В этом и состоит фундаментальная опасность подобных конфликтов с межэтнической подоплекой -- их легко зажечь, но чрезвычайно трудно погасить. Мифы ненависти мгновенно обрастают массой новых эпизодов и впечатляющих подробностей. В результате коллективная вина возлагается уже на всех «кавказцев».
Дальше -- больше. Вся ситуация в Кондопоге тут же становится объектом политического пиара радикальных националистических организаций, которые начинают стремительно подливать масла в огонь. Едва ли можно себе представить, что они действуют только по своей воле, -- ведь лозунг «бей инородцев» даже в самом больном уме не может быть выражением «национальной идеи». И напротив, для врагов России чрезвычайно выгодно представить патриотов "бандой погромщиков".
Призывы к межнациональной розни служат исключительно дестабилизации социальной ситуации и созданию хаоса в стране. Тактика разжигания межнациональной розни и создания цепи конфликтов по линии межэтнического противостояния имеет, к сожалению, немало шансов доставить власти серьезные неприятности, нанести удар президенту Путину и той системе взаимопонимания между властью и народом, которая складывается на наших глазах. Особенно накануне сложнейшего выборного периода 2007--2008 годов.
Это самое уязвимое место, поскольку власть не готова изложить основы четкой, ясной этнической политики, не готова признать легитимность просвещенного и позитивного русского «национализма любви», не готова привести к гармонии различные чаяния разнообразных этнических групп, населяющих Россию.
В истории с Кондопогой мы видим следующее: во-первых, существуют объективные межэтнические трения, которые связаны с ослаблением культурной идентичности великороссов и сохранением и даже укреплением идентичности малых этносов России, что создает критическую ситуацию, объективно вызывая в обывателях ксенофобские настроения. Такой обывательский шовинизм, бытовая ксенофобия гораздо опаснее, чем законченные идеологические формы национализма, потому что он рассеян в массах и не может быть локализован. Бытовая ксенофобия на наших глазах растет, основываясь на неких объективных предпосылках. Но этими объективными предпосылками стараются воспользоваться провокационные маргинальные политические силы, которые за счет этого приобретают больший вес. Это уже сознательная подрывная практика, которая требует соответствующей квалификации.
Сейчас настало время для того, чтобы евразийство было не просто одним из общественных движений или мировоззрением, но стало официальной государственной политикой. Только в рамках евразийской идеологии можно примирить укрепление идентичности великороссов с принципом возрождения геополитического могущества государства, а также с легитимным и справедливым самовыражением других этносов, населяющих нашу державу. Евразийство -- это не просто латание дыр или компромисс между взаимоисключающими антагонистическими силами, это продуманная система выстраивания межэтнической политики в целях укрепления нашей геополитической идентичности и планетарной мощи и вместе с тем создание наиболее благоприятных условий для развития этнической самобытности.
Евразийский ответ на события в Кондопоге заключается в том, чтобы были сняты табу и запреты с пропаганды «национализма любви» или позитивных форм русской, великоросской национальной идентичности. Это не замедлит дать позитивный результат, поскольку человек, который хорошо знает и любит свою традицию, который учится этому в семье, школе и в обществе, по определению не может презирать или ненавидеть этническую традицию других народов. В том-то все и дело, что сегодня большинство русских оторвано от своих корней. Поэтому сохранение идентичности у других народов в ситуации, когда сами мы ее стремительно теряем, вызывает у нас злобу, раздражение, а иногда и ненависть.
Так уж сложилось исторически, что наши собственные корни, наши собственные традиции были у нас почти отняты. Нам было запрещено поднимать вопрос о нашем этническом наследии, и те, кто это делал, сплошь и рядом попадали под репрессии. Необходимо снять эти запреты и вывести «в светлое» из темного подполья закономерное чувство национальной гордости великороссов.
С другой стороны, это чувство национальной гордости должно сопрягаться с углубленным знанием этнических культур и истории этносов, населяющих Россию и братские страны ближнего зарубежья. Мы должны уметь отличать чеченца от азербайджанца, азербайджанца от армянина, армянина от аварца, лезгина от якута, таджика от узбека. Это совершенно разные народы с разной историей. Некоторые из них являются гражданами России и имеют полное право на проживание здесь, другие являются нашими друзьями и гостями из ближнего зарубежья. Хотя совсем недавно и на протяжении долгих веков мы все были жителями единой страны.
Есть в сегодняшней России представители других народов, которые никогда не проживали с нами в едином государстве, например китайцы. И каждый из этих народов, модель типичного поведения каждого из этих этносов требует от великороссов совершенно специфического отношения. Но с другой стороны, сами эти этносы, перемещаясь на территории компактного проживания великороссов, обязаны изучать основы российской культуры, национальной культуры, следовать нашим традициям, устоям, приспосабливаться к ним, чего сплошь и рядом гости наших городов, деревень и селений не делают.
Этническая культура -- тонкая вещь. Здесь значение имеет не просто внешний вид, но еще и манера поведения, взгляды, жесты, интонации. Если мы хотим, чтобы гостей наших городов и сел принимали с распростертыми объятиями, с русским радушием, люди, которые приезжают и поселяются в этих городах, должны учитывать наш этнический настрой. По меньшей мере примиряться с ним, адаптироваться к местным условиям. Точно так же, как русские, приезжающие в места компактного проживания других этносов, просто обязаны изучать нравы, обычаи этих народов и примеряться к ним.
Всех нас спасет только любовь к собственным этническим корням и разработка последовательной, гармоничной, стройной государственной этнической политики.
История с Кондопогой показывает, что время пришло, что больше тянуть невозможно, поскольку та же ситуация, которая сложилась в социуме Кондопоги, в этническом ключе, в профессиональном ключе, в психологическом ключе -- это вся Россия. Кондопога на самом деле может стать только началом пути в бездну. Поскольку путь межэтнических столкновений -- это путь к распаду, к концу России, к утрате нашим народом, нашим государством ведущих позиций в мировой геополитике.
Александр ДУГИН, философ, культуролог