|
|
N°160, 05 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жизнь дороже
Дело обвиняемых в обрушении «Трансвааль-парка» прекращено
Суд по делу об обрушении столичного аквапарка «Трансвааль» так и не состоится. Вчера стало известно, что главный предполагаемый виновник катастрофы -- главный конструктор здания аквапарка Нодар Канчели -- амнистирован и, следовательно, отвечать за содеянное перед судом ему теперь не придется. Вчера же прокуратура Москвы за отсутствием состава преступления прекратила уголовное дело в отношении еще одного обвиняемого -- главы «Мосгосэкспертизы» Анатолия Воронина. Таким образом, длившееся свыше полутора лет следствие расписалось в полном провале, и теперь впору бить тревогу потерпевшим (трагедия в аквапарке унесла жизни 28 человек, в том числе восьми детей, 193 человека получили травмы). Их адвокат Игорь Трунов уже выразил намерение обжаловать постановление прокуратуры об амнистии г-на Канчели и привлечь его самого к ответственности о выплате компенсаций пострадавшим.
Следствие по делу об обрушении «Трансвааль-парка» в Ясеневе, произошедшем 14 февраля 2004 года, с самого начала было сопряжено со множеством трудностей. Длилось оно долгих 20 месяцев, и следователям пришлось провести десятки осмотров различных объектов, 240 различных экспертиз, в том числе, как говорили в прокуратуре, «уникальную по своему объему и специфике» комплексную строительно-техническую экспертизу. Следователи также допросили свыше 3 тыс. человек. И наконец был объявлен результат их кропотливой работы: «причиной частичного обрушения аквапарка явился комплекс проектных ошибок, обусловленных грубыми просчетами при разработке проекта, в результате которых построенное сооружение не отвечало нормативным требованиям по безопасности и надежности». Назвали и тех, чьи ошибки, по мнению следствия, и привели к трагедии: главный конструктор аквапарка Нодар Канчели и глава «Мосгосэкспертизы» Анатолий Воронин. При этом г-ну Канчели было предъявлено обвинение в «причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей», а г-ну Воронину -- в «халатности, повлекшей по неосторожности смерть двух и более лиц». Ни один из обвиняемых виновным себя не признал.
В конце прошлого года дело об обрушении «Трансвааль-парка» было отправлено в Черемушкинский райсуд столицы, но уже в феврале его отправили обратно в прокуратуру для устранения недостатков. Суд согласился с позицией адвокатов Канчели и Воронина о том, что обвинение не конкретизировано -- было непонятно, в совершении каких именно противоправных действий они обвинялись. Прокуратура обжаловала это решение во всех судебных инстанциях, вплоть до Верховного суда, но безуспешно. Однако, как выяснилось вчера, никакие ошибки и недостатки следователям исправлять уже не придется -- дело закрыто.
Вчера адвокат главного конструктора аквапарка Юрий Костанов заявил, что его подзащитный подписал постановление столичной прокуратуры о своей амнистии по случаю 100-летия Госдумы, принятой в апреле этого года. «По решению Госдумы амнистии подлежат все лица, достигшие 60-летнего возраста, и обвиняемые в совершении уголовных преступлений, срок наказания за которые не превышает пять лет лишения свободы, -- сказал «Времени новостей» г-н Костанов. -- Канчели сейчас 68 лет, и он обвиняется в причинении смерти по неосторожности, за которое максимальное наказание -- пять лет лишения свободы». Сама по себе амнистия реабилитирующим обстоятельством не является, то есть человек, соглашаясь на нее, автоматически признает себя виновным в инкриминируемом ему преступлении, но от уголовной ответственности его освобождают.
Правда, адвокат Юрий Костанов полагает, что в данном случае это не так. «Честь дорога, но жизнь дороже. Канчели не признавал себя виновным раньше, не признает и сейчас, о чем и написал в постановлении прокуратуры об амнистии, -- объяснил адвокат. -- Альтернативой амнистии стало бы многомесячное судебное разбирательство, в результате которого, уверен, мы все равно бы добились оправдания за недоказанностью вины и непричастностью к совершению преступления». По мнению адвоката, статья УК «причинение смерти по неосторожности» сформулирована таким образом, что обвинение главному конструктору предъявить просто невозможно. «Канчели сам никого жизни не лишал, -- сказал г-н Костанов. -- Его обвиняли в том, что он неправильно определил сочленение колонны с крышей (именно после того, как рухнула эта колонна, полагает следствие, обрушилась и вся кровля аквапарка. -- Ред.). Таких же точно колонн было несколько, и если бы сочленение было неверным, то рухнули бы все они. На вопрос, почему надломилась только одна и ровно посередине, ни следствие, ни экспертиза так и не ответили».
Вчера же стало известно, что прокуратура прекратила уголовное дело и в отношении второго обвиняемого -- Анатолия Воронина, не найдя в его действиях состава преступления. Как рассказала «Времени новостей» адвокат Ольга Саяпина, ее подзащитному, как и г-ну Канчели, также предлагали амнистию, но он отказался. «Это решение было принципиальным, поскольку, согласившись на амнистию, Воронин автоматически расписался бы в своей виновности, но это не так, и мы намеревались до конца бороться за его оправдание в суде», -- сказала г-жа Саяпина. Она также отметила, что первоначально прокуратура незаконно инкриминировала начальнику «Мосгосэксперизы» обвинение по ст. 179-3, то есть в халатности, повлекшей по неосторожности смерть двух и более лиц. «На момент совершения преступления этой части статьи УК вообще не существовало, ее ввели позже, и, соответственно, вменять ее моему подзащитному просто не имели права», -- сказала адвокат.
Суда по делу об обрушении аквапарка, который теперь уже не состоится, больше всего ждали потерпевшие. И теперь их многочисленные иски о компенсации за причиненный вред здоровью и моральный вред скорее всего так и останутся неудовлетворенными. Вчера адвокат пострадавших Игорь Трунов уже высказал намерение об обжаловании решения об амнистии г-на Канчели. «Как только мы получим постановление следователя, мы решим вопрос об обжаловании. Мы не согласны с позицией прокуратуры, которая намеренно затягивала процесс», -- сказал г-н Трунов. Если же добиться отмены амнистии не удастся, то, как заявил адвокат Трунов, у потерпевших еще останется возможность привлечь г-на Канчели к суду, но уже не по уголовному, а по гражданскому делу, поскольку амнистия материальной ответственности с обвиняемого не снимает.
Екатерина БУТОРИНА