Время новостей
     N°160, 05 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.09.2006
"Нужно как воздух"
Питерские хирурги решились рассказать об удачной пересадке легких
В России впервые проведена операция по пересадке сразу двух легких. Еще в начале августа в Санкт-Петербургской многопрофильной больнице №2 бригада врачей во главе с главным хирургом комитета по здравоохранению города Петром Яблонским решилась на эту сложнейшую операцию. И только месяц спустя, когда стало окончательно ясно, что пациент чувствует себя хорошо, медики рассказали о ней подробно.

История трансплантации легких в России -- печальная повесть о потерях и неудачах. Первые операции проводили еще в начале 90-х годов: в Санкт-Петербургском НИИ пульмонологии под руководством Юрия Левашова, в столичном НИИ трансплантологии и искусственных органов под руководством Валерия Шумакова. Ни одна из этих попыток не увенчалась успехом -- все пациенты погибали. И до сегодняшнего дня пересадка легких -- единственная операция по трансплантации, которую в России не проводили. Это серьезное отставание российской медицины: на сегодняшний день в мире сделано более 20 тыс. таких операций, которые спасли и продлили жизнь тысячам людей с тяжелейшей формой эмфиземы легких. В России такие больные были обречены на смерть.

Операция, проведенная в Санкт-Петербурге, готовилась несколько лет. Сотрудники медицинского центра Петербургского университета проходили стажировку в ведущих европейских центрах трансплантологии, участвовали в работе международных конференций и съездов. Пришлось решать и серьезные юридические проблемы: например, согласовывать с родственниками потенциального донора момент, когда легкие действительно можно изымать для трансплантации. И согласие Татьяны Смирновой (она сама врач по образованию, последние годы была прикована к кислородной подушке) на эту сложнейшую операцию было юридически оформлено не так, как типовые договоры с обычными пациентами хирургических отделений.

Проект предстоящей трансплантации прошел согласование с Минздравсоцразвития и стал всероссийским, его возглавили главный пульмонолог министерства академик РАМН Александр Чучалин и директор Института высоких технологий, завкафедрой госпитальной хирургии медицинского факультета СПбГУ Петр Яблонский. Кураторами стали французские специалисты, а торакальный хирург и один из ведущих французских трансплантологов Жильбер Масар встал к операционному столу вместе с российскими хирургами.

Операция началась почти в час ночи 1 августа -- только за шесть часов до этого была зафиксирована остановка мозговой деятельности у донора, чьи легкие предстояло пересадить. В шестом часу утра хирурги вышли из операционной, а возле больной осталась большая бригада реаниматологов, терапевтов, врачей и медицинских сестер -- основная борьба за здоровье пациентки только начиналась.

«Технологически эти операции уже отработаны, все действия расписаны по секундам, -- пояснил Александр Чучалин. -- Самая главная проблема -- фармакология и дыхательная аппаратура. Особенно лекарства -- без помощи и поддержки французских, немецких, японских фармакологических фирм мы ничего не смогли бы сделать, потому что в России нет нужных препаратов. Все лекарства нам поставили и оплатили эти фирмы, а ведь стоимость некоторых препаратов доходила до 10 тыс. долл. в неделю! Российский бюджет это не финансировал».

Первые недели после операции были самыми тревожными: все плохое происходит, как правило, именно в первый месяц после операции. Но осложнений не последовало. Татьяна Смирнова сейчас сама выходит на улицу, гуляет, спокойно дышит воздухом, не задыхаясь от нехватки кислорода. Возле нее по-прежнему находятся врачи и медсестры, они готовят ее к возвращению в Москву. Ей еще долго предстоит носить защитную марлевую повязку, а принимать лекарственные препараты -- всю жизнь.

Медики же считают эту операцию серьезным прорывом. «Больше всего я надеюсь на то, что наша операция останется не разовой, показательной акцией, а откроет дорогу тысячам пациентов, -- говорит Петр Яблонский. -- Мы говорим сейчас о необходимости разработки и внедрения в России программы по трансплантологии легких -- только политическая воля и государственное финансирование могут сдвинуть эту проблему с мертвой точки».

Стоимость операции по трансплантации легких в России подсчитать сложно. Одно дело, если операции поставлены на поток, совсем другое -- когда ради единственной операции аппаратуру собирают по разным городам, а лекарства дарят спонсоры. Эту первую удачную операцию ее участники оценивают приблизительно в 150--200 тыс. евро, в то время как во Франции ее страховая стоимость уже опустилась до 50 тыс. В России же пока никто всерьез не подсчитывал и потребность в трансплантации легких. Хотя, по мнению г-на Чучалина, эта операция нужна в прямом смысле как воздух десяткам тысяч людей с тяжелыми поражениями легких. Особенно в таких климатически неблагополучных городах, как, например, Санкт-Петербург.

Наталья ШКУРЕНОК