Время новостей
     N°160, 05 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.09.2006
Алюминиевый клондайк
Американская Alcoa изучает Дальний Восток
Российский Дальний Восток оказался интересен не только отечественным алюминщикам (прежде всего РУСАЛу и СУАЛу), которые планируют строить там заводы и подыскивают сейчас площадки. Хабаровский край привлекает их близостью к одному из перспективных рынков сбыта -- Китаю, а также имеет важное преимущество перед другими регионами -- выход к морю и удовлетворительную речную навигацию по Амуру. При этом регион расположен в благоприятном климатическом поясе и обладает развитой транспортной инфраструктурой. В связи с этим возможность строительства алюминиевого завода в Хабаровском крае решила изучить и американская Alcoa, являющаяся сейчас мировым лидером. Делегация компании во главе с менеджером по коммерческому развитию Лоренсом Кастнером вчера посетила Хабаровский край и обсудила перспективы строительства завода с первым зампредом краевого правительства Владимиром Поповым. В ходе встречи, сообщает ИТАР-ТАСС, обсуждалась возможность сооружения в регионе предприятия по выпуску первичного алюминия, рассчитанного на производство 300--350 тыс. тонн метала в год «с последующим увеличением его мощностей, если позволят энергетические ресурсы региона».

Энергообеспечение, как известно, является (наряду с удобным доступом к портам и наличием достаточных трудовых ресурсов) одним из ключевых условий строительства Alcoa предприятий. Ведь несколько лет назад СУАЛ приглашал Alcoa участвовать в проекте «Коми-Алюминий», но тогда американская компания отказалась от партнерства в проекте, сославшись на отсутствие долгосрочных (по меньшей мере на 20 лет) договоров по энергообеспечению. И вряд ли стоит ожидать, что подобный контракт возможно получить в Хабаровском крае. Вместе с тем Дальний Восток для Alcoa, по всей видимости, более привлекателен, нежели российский север, так что вполне можно ожидать, что компания решится на строительство завода даже в отсутствие долгосрочных контрактов на поставку электроэнергии. Дело в том, что речь идет о получении доли китайского рынка, которая может достаться российским конкурентам.

Представители Хабаровского края предложили Alcoa рассмотреть три площадки для строительства завода. Первая -- это порт Де-Кастри на побережье Татарского пролива. Она интересна тем, что расположена вблизи транзитного газопровода с Сахалина в Хабаровск мощностью 4,5 млрд кубометров газа, который строится по проекту «Сахалин-1». Г-н Попов, видимо, намекая на возможность использования газа с названного проекта, упомянул, что для алюминиевого завода, который будет потреблять примерно 540 МВт электроэнергии, потребуется 500 млн кубометров газа в год. Вторая площадка -- в Комсомольске-на-Амуре в 400 км от морского порта Ванино. Г-н Попов уверил, что и здесь имеется достаточный потенциал энергомощностей. И третий вариант -- в непосредственной близости от порта Ванино. Но недостатком этой площадки является отсутствие поблизости достаточных для обеспечения алюминиевого производства энергомощностей. Поэтому если Alcoa выберет эту площадку, ей потребуется построить 800 км линий электропередачи, что обойдется в 160 млн долл. Однако эта площадка снижает расходы компании на логистику.

Во что может обойтись строительство всего алюминиевого комплекса, ни делегация Alcoa, ни представители администрации края не говорили. Тем не менее очевидно, что компании-конкуренты постараются сделать все от них зависящее, чтобы не допустить американцев на Дальний Восток и на китайский рынок. Этому, кстати, может поспособствовать разрабатываемый сейчас законопроект о доступе иностранных компаний в стратегические отрасли, согласно которому Alcoa могут вынудить создавать совместное предприятие с российской структурой и неконтрольной долей в нем.

Анна ЛАНДЕР