|
|
N°160, 05 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Молчаливая поддержка
Минэкономразвития не хочет нести ответственность за ошибки в законе «Об экспорте газа»
Чиновники не знают, что делать с коллизией, в которой оказались экспортеры сжиженных углеводородных газов (СУГ). Несмотря на всеобщее согласие, что закон «Об экспорте газа», принятый в июле, должен касаться только природного газа, процесс снятия ограничений на транспортировку через границу частными компаниями других видов газа не пошел. Очередное совещание в Минэкономразвития, которое состоялось в конце минувшей недели, по информации «Времени новостей», ни к чему не привело: проводивший его замминистра Виталий Савельев лишь заверил представителей пострадавших компаний, что в МЭРТ также считают недоразумением распространение закона на экспорт СУГ, и пообещал, что в ближайшее время будет подготовлено соответствующее обращение в правительство. Но это всего лишь декларация.
«Было принято согласованное решение отменить необходимость получения лицензии на экспорт углеводородных газов», -- сообщил Интерфаксу один из участников совещания. По словам другого собеседника агентства, ведомства подготовят обращение в правительство, где и должно быть принято окончательное решение. Как известно, на прошлой неделе Михаилу Фрадкову уже пожаловались руководители семи крупнейших нефтяных компаний страны, попросили премьера инициировать поправки в закон об экспорте газа и дать соответствующие разъяснения Федеральной таможенной службе. Однако никаких сигналов о том, что их голос был услышан (несмотря на то, что неформальным организатором письма была государственная «Роснефть», а среди подписантов был президент «Газпром нефти» Александр Рязанов), так и не поступило. А Минэкономразвития не горит желанием ускорять процесс -- ведомство уже выдало лицензии на экспорт СУГ «Газэкспорту», то есть де-факто истолковало нормы закона в пользу расширения монополии. Профильные министерства вообще не комментируют сложившуюся ситуацию.
Закон «Об экспорте газа» был в жуткой спешке принят Федеральным Собранием перед саммитом «большой восьмерки» и подписан президентом сразу после торжественных мероприятий в Санкт-Петербурге. Все попытки участников рынка изменить предложенные авторами закона формулировки (довольно размытые и нечеткие) не принесли результата. И в итоге с 1 августа ФТС прекратила оформлять грузы компаниям, не имеющим лицензии на экспорт.
Кстати, на газовый конденсат лицензия «Газэкспорту» не была выдана исключительно по техническим причинам, хотя заявка от газпромовский «дочки» в ведомства была направлена. Но 25 августа министерство представило в таможенную службу разъяснение, в котором газовый конденсат исключили из перечня экспортных товаров, подлежащих обязательному лицензированию. Иначе сейчас размах скандала был бы неизмеримо больше.
Один из авторов скандального закона, глава комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев публично признал расширительную трактовку закона ошибочной. Однако никаких действий по внесению поправок не предпринял.
Для главы Минэкономразвития Германа Грефа, который во время дебатов ушел в отпуск, обращение за помощью в правительство сулит очередные претензии со стороны премьера. Ведь Михаил Фрадков, как правило, не упускает случая резко критиковать слишком самостоятельных подчиненных.
Алексей ГРИВАЧ