|
|
N°160, 05 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Все больше зреет зараза"
Рамзан Кадыров призвал руководство России бороться с ксенофобией
Власти Чечни резко отреагировали на события в Кондопоге и готовы принять самое активное участие в урегулировании ситуации.
Президент республики Алу Алханов сказал, что принудительные перемещения наций недопустимы, будь то чеченцы, евреи, татары или представители каких-либо иных этнических групп. Тем более если это происходит в связи с работой «криминальных структур». «Мы должны понимать, что Россия многонациональная, многоконфессиональная страна, -- сказал г-н Алханов. -- И не надо стандартные хулиганские выходки смешивать с нациями и народностями». При этом чеченский президент солидаризировался с властями Карелии: глава Карелии Сергей Катанандов ранее оценил события в Кондопоге как бытовой конфликт и призвал не придавать ему этнической окраски.
Премьер-министр Чечни Рамзан Кадыров, напротив, подверг резкой критике власти Карелии. «Должен отметить и бездействие местных властей, которые пошли на поводу у нарушителей правопорядка. Об этом убедительно говорит тот факт, что власти Кондопоги согласились с требованиями горожан (фактически касающимися депортации представителей кавказских и азиатских диаспор. -- Ред.), а текст резолюции, принятой на митинге, был подписан несколькими депутатами городского собрания и представителями общественности, -- говорится в официальном заявлении г-на Кадырова. -- Абсолютно уверен, что в Кондопоге, как и по всей России, должен соблюдаться принцип верховенства закона, а не эмоций и националистических настроений. Бессилие местных властей говорит об их беспомощности, и в этой связи я ответственно заявляю, что если карельские власти не могут найти формы и методы урегулирования ситуации, то мы сумеем найти правовые методы, способные привести ситуацию в правовое русло. Если бы милиция Кондопоги была эффективнее в пресечении хотя бы серьезных преступлений, к числу которых относятся и групповые драки, нынешний кризис не случился бы, и националисты не получили бы новые козыри в своей агитации».
Услышав о заявлении Рамзана Кадырова, в Карелии решили было, что чеченский премьер имел в виду непосредственную помощь местной милиции, то есть командировку на север сотрудников чеченских силовых структур. Однако сенатор от Чечни, член комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Муса Умаров сказал корреспонденту «Времени новостей», что премьер не имел в виду отправку в Карелию чеченского ОМОНа. «Речь идет об исключительно цивилизованном и правовом урегулировании ситуации, -- сказал сенатор. -- По просьбе премьера Кадырова я уже разговаривал с главой Республики Карелия, с главным федеральным инспектором и прокурором. Министр внутренних дел Карелии с первого дня находится на месте, что говорит о его высоком профессионализме. Мне бы хотелось от имени властей Чеченской Республики и всего чеченского народа выразить соболезнования близким тех, кто погиб во время этих событий. Все виновные должны понести уголовную ответственность -- кто за вымогательство денег, кто за убийство, кто за драку, а кто за разжигание межнациональной розни. Ответственность должна наступить независимо от этнической принадлежности. Ни в коем случае нельзя забывать о том, что мы одна нация и гражданин России остается им, где бы он ни жил и кем бы ни был по национальности».
Кроме сенаторов премьер Чечни озадачил и парламент республики -- в Карелию отправилась делегация депутатов во главе с вице-спикером Народного собрания Идрисом Усмановым, которая «доведет до руководства Карелии позицию чеченского парламента».
В начале и середине 90-х годов сама Чечня не отличалась высоким уровнем толерантности, а некогда мультиэтничный Грозный прославился позорным лозунгом «Русские -- в Рязань, ингуши -- в Назрань, татары -- в Казань!». Сегодня Чечня является по сути моноэтничной республикой -- ее и сопредельную Ингушетию покинули около 350 тыс. русскоязычных жителей. Однако ее нынешние власти, как и власти соседних Ингушетии и Дагестана, постоянно говорят о необходимости и желательности возвращения уехавших. Правда, ситуация в этих республиках пока такова, что число вернувшихся исчисляется единицами.
Премьер Чечни Рамзан Кадыров, который, возможно, и пользуется случаем, чтобы заработать несколько очков в свой актив будущего президента республики, оказался тем не менее единственным в России политиком, сказавшим то, чего ждали от других наших государственных деятелей и что не зависит от верности той или иной версии случившегося в Кондопоге. «Тот, кто сегодня необдуманно разыгрывает национальную карту и раздувает националистическую истерию, должен четко осознавать, что этим он покушается на целостность и суверенитет Российской Федерации, -- заявляет г-н Кадыров. -- Потому что в основе этого государства лежит принцип многонациональности и многоконфессиональности. Именно с национальных конфликтов всегда распадались мощные государства. В связи со сложившейся ситуацией я обращаюсь к руководству России, ко всем здоровым российским силам с призывом приложить максимум усилий, сил и энергии, чтобы националистическая зараза и ксенофобия, которая все больше зреет в нашем обществе, не расползалась как раковая опухоль на теле нашего общего дома».
Иван СУХОВ