|
|
N°160, 05 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иосиф Бакштейн: Участь современного искусства -- заметки на полях
Пожалуй, едва ли, помимо Москвы, сыщется другая столица, в которой территория искусства зависит не от общественного самосознания, а исключительно от прихоти властей. Сегодня мэр Юрий Лужков патронирует и финансирует то, что завтра «брезгом черным» заклеймят участники патронируемой Минкультом и «Роскультурой» Второй московской международной биеннале современного искусства. Две крупнейшие сокровищницы искусства, ГТГ и ГМИИ, отныне находятся в осаде алчущих попасть в артвечность любимцев мэра Шилова, Глазунова, Бурганова. Окружившие к 1 сентября Третьяковку отмершие органы и хладнотрупные портреты-барельефы русских художников с пустыми глазницами (работы Бурганова) заставляют выть от ужаса так же протяжно и жалобно, как экспонаты заклинивших с двух сторон ГМИИ музеев Шилова и Глазунова.
В самом деле, разговор о кризисе традиционных музеев неминуем. И его предложит как раз Вторая московская биеннале, претендующая на статус главного события начавшегося артсезона. По мнению независимого портала www.artinfo.ru, газета «Время новостей» оказалась лучшей в освещении мероприятий первого форума в 2005 году. Постараемся держать планку и на этот раз. Потому проблемы второй биеналле за полгода до ее начала (намечена с 1 марта по 1 апреля 2007 года) обсуждаем с теми, от кого качество форума зависит напрямую, -- с кураторами, коих собрана большая интернациональная команда. Первое интервью мы взяли у Фулии Эрдемчи (см. «Время новостей» от 23 августа). Теперь о готовящемся событии обозревателю Сергею ХАЧАТУРОВУ поведал куратор-комиссар Второй московской биеннале Иосиф БАКШТЕЙН.
-- Кто придумал название Второй московской биеннале: «Геополитика, рынки, амнезия. ПРИМЕЧАНИЯ»?
-- Мы встретились с кураторами в Мадриде во время зимней ярмарки современного искусства ARCO. Перепробовали множество названий, которые ассоциировались с российским искусством. Раскладывали из названий что-то вроде пасьянса или мозаики. В итоге всем понравилось слово «Примечания». Оно вполне адекватно передает ту функцию искусства, которую ему уготовила современность: писать заметки на полях макроэкономических битв.
-- То есть?
-- В связи с завершением к началу девяностых эры идеологической ангажированности искусства закончилась так называемая «эпоха Просвещения». Роль интеллектуала в качестве мессии больше не востребована. Искусство более не играет легитимирующую роль в жизни политической, идеологической. Пришла пора художникам переформулировать собственную идентичность. Определить, чем же все-таки сейчас они занимаются. Может, просто являются частью индустрии развлечений? Или все-таки благодаря фигуре интерпретатора, интеллектуала современное искусство сохраняет себя как территория элитарная, не поглощается полностью entertainment? Эти и подобные вопросы и станут основными на второй биеннале. Геополитика, рынки -- предметы исследования. Амнезия тематизирует конец эпохи Просвещения, кризис традиционных институций культуры, в частности музея. Музеи современного искусства сейчас напоминают Тянитолкая. Увеличивающиеся архивные фонды (вчерашний день и его герои на глазах становятся историей) не дают возможности чутко и оперативно реагировать на процессы проходящей в данный момент артжизни. Любой музей contemporary art можно сравнить с кораблем, у которого корма все тяжелее и тяжелее, а нос опасно задран вверх. Как такому кораблю плыть?
-- Да, сложно. А легко ли на столь замысловато и, я бы сказал, приблизительно сформулированную тему найти адекватные работы художников?
-- Поиск -- задача кураторов. Они должны все время мониторить художественные события по всему миру и искать то, что интересно, ново и соответствует теме. Знаете, почему многие мои коллеги куратором номер один называют вошедшего в команду и нашей биеннале Ханса Ульриха Обриста? А потому, что он все время перемещается. Это связано с его психикой -- он не может находиться больше трех дней в одном городе. Умение отслеживать и архивировать материал делает его уникальной фигурой.
-- В отличие от первой биеннале сейчас ваша кураторская команда решила работать по-новому. Вести поиск художников не совместно, а сгруппировавшись по двое или трое. Эффективен этот бригадный подряд?
-- Он помогает работать более оперативно. Мы, конечно, переписываемся и регулярно рапортуем о тех художниках, которых выбираем, чтобы не было пересечений и прочих недоразумений. Профессиональное общение для меня наиболее интересная часть подготовки фестиваля. А группы работают по-разному. Например, трио Обрист--Бирнбаум--Кваран делало выставку в Осло «Сомнительные Штаты Америки» (Uncertain States of America), которая отражает последние тенденции американского искусства, прежде всего видеоарта. Выставка оказалось отличная, и они решили пригласить многих участников в Москву с новыми проектами. Получится радикальная модификация хорошего проекта, с которым Россия иначе бы не познакомилась. Другие кураторы осваивают разные географические пространства: Роза Мартинес и Фулия Эрдемчи -- Латинскую Америку, Яра Бубнова -- Восточную Европу, мне интересен Китай, Ближний Восток. На этих территориях ведутся поиски участников основного проекта биеннале. К тому же у организаторов биеннале есть иные обязательства. Мы намеренны систематически знакомить международную кураторскую общественность с состоянием современного российского искусства. Обратились к нашим институциональным коллегам по всей России с просьбой присылать портфолио лучших из лучших. И приезжающих сюда кураторов мы отводим в Музей Ленина, запираем в кабинете и заставляем отсматривать эти портфолио.
-- Участниками основного проекта второй биеннале снова будут молодые художники?
-- В общем да. У нас ведь трехчастная структура: основной проект, специальные проекты и специальные гости. Специальные гости -- это известные художники. А основная территория скорее молодежная.
-- Основной площадкой второй биеннале выбран московский ЦУМ. Почему?
-- Со стороны Кузнецкого моста сейчас к магазину пристраивается новое здание. Так совпало по времени, что перед биеннале окончатся строительные работы, но еще не начнутся работы по оформлению интерьеров. Благодаря компании Mercury это здание нам предоставят. Для искусства будет идеальный вариант: бетон, опоры, -- такой стильный и модный индустриальный минимализм. Биеннале займет два этажа. Площадь каждого -- 3--3,5 тыс. метров.
-- Помимо того что биеннале в универмаге сам по себе очень неизбитый ход, он еще и отвечает теме исследования функции искусства на полях разных бизнес-систем. А какие другие площадки Москвы займут программы биеннале?
-- Учитывая, что спецпроектов и проектов специальных гостей биеннале предполагается более тридцати, площадок будет очень много, от известнейших галерей и музеев (ГТГ, Музей архитектуры, Манеж) до экстравагантных мест вроде Литературного музея, винзавода, клуба «Синефантом».
-- Какие-то интересные спецпроекты можете вспомнить?
-- Следующий год -- Год Китая в России. Андрей Ерофеев в Третьяковке на Крымском готовит выставку российского и китайского соцарта. В «Новый Манеж» въедет показанный на фестивале «Европалия», но дополненный и усовершенствованный кураторский проект Екатерины Деготь «Великий перелом». Евгения Кикодзе (фонд «Современный город») в Музее современного искусства в Ермолаевском переулке покажет программу «Урбанистический формализм». Благодаря Дому фотографии и Ольге Свибловой мы увидим большую выставку Пьера и Жиля в большом Манеже. И конечно, украсят форум работы других звездных гостей, среди которых Йоко Оно, Джеф Уолл, Пипилотти Рист, Андреас Гурски, Даррен Элмонд, Вали Экспорт, а также Комар и Меламид, Андрей Монастырский. Обсуждаем возможность проекта Боба Уилсона.
-- Предполагается ли концептуально расширить территорию биеннале путем привлечения других видов творчества: музыки, архитектуры, театра?
-- Да, этим, мы надеемся, она будет позитивно отличаться от первого фестиваля. Юрий Аввакумов, в частности, готовит в МАРХИ проект «РодДом» на тему «Архитектура как современное искусство». С Мариной Давыдовой и Романом Должанским мы обсуждаем тему «Театр как современное искусство». Я только что видел выступление театра АХЕ. Это потрясающе: абсолютно готовый перформанс! Кино привлечем совместно с Кириллом Разлоговым. Так что биеннале станет платформой для междисциплинарного диалога.
-- Бюджет останется прежним?
-- Примерно да. Составит 52 млн руб. Учтите, что все спецпрограммы и спецгости оплачиваются из внебюджетных источников.
|