|
|
N°160, 05 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лишних не надо
Россия против привлечения новых участников к проекту Бургас--Александруполис
Владимир Путин приезжает в Грецию уже не в первый раз. Но по тому, с каким интересом относятся в этой стране к нынешнему визиту российского президента, складывается впечатление, что его ждали не меньше лет десяти. То есть столько, сколько обсуждается идея строительства нефтепровода Бургас--Александруполис (БА), от болгарского побережья Черного моря до средиземноморского порта в Греции (подробно см. «Время новостей» от 1 и 4 сентября).
Как заметил вчера журналистам глава «Роснефти» Сергей Богданчиков, сопровождающий Владимира Путина в ряду других руководителей российских нефтегазовых компаний, причина затянувшейся паузы в реализации проекта в том, что не удавалось согласовать интересы производителей и потребителей нефти. Теперь, по его словам, эта проблема преодолена. Свидетельством тому, говорит г-н Богданчиков, приезд Путина в Грецию и его переговоры с президентом Болгарии Георгием Пырвановым и премьер-министром Греции Костасом Караманлисом, придавшие политический импульс усилиям коммерческих структур трех стран по подготовке к строительству 300-километровой трубы.
Однако вчерашний пространный брифинг Сергея Богданчикова, кажется, породил еще больше вопросов, нежели дал ответы относительно судьбы нефтепровода. Единственное, что было конкретного в его заявлениях, так это предположительная цена проекта -- около 1 млрд долл. По этому поводу глава «Роснефти» небрежно заметил, что для российских компаний, мол, это не сумма... А еще он уверенно определил сроки строительства БА после того, как будет создано ТЭО проекта, -- два года. Однако осталось неясным, с какого момента можно отсчитывать этот срок. Когда же дотошные журналисты стали его допытывать, можно ли к 2009--2010 году ожидать ввода нефтепровода в строй, г-н Богданчиков ответил: «Почему же нет?» И новость полетела в мир: глава «Роснефти» пообещал пустить в действие БА через четыре года.
А между тем г-н Богданчиков продолжал рассказывать, какие проблемы предстоит преодолеть на этом пути, ссылался на сложности со строительством терминалов в Бургасе и Александруполисе, согласованием вопросов, связанных с отводом земли под строительство трубы, и, наконец, проблем с распределением долей собственности между компаниями трех стран -- России, Болгарии и Греции.
Глава российской госкомпании не назвал при этом ни одной цифры, Хотя известно, что именно эти вопросы, как и определение таможенных и тарифных преференций для участников проекта (в первую очередь для России, основного производителя нефти, которой должен быть заполнен трубопровод), остаются главными препятствиями на пути реализации проекта. Здесь Богданчиков лишь обмолвился, что контрольный пакет желательно должен быть у российских нефтяных компаний, которые в свою очередь поделят его между собой. А отвечая на вопрос «Времени новостей», сказал, что оператором проекта должна быть «Транснефть».
Ответы на все остальные вопросы г-н Богданчиков отложил до момента создания консорциума по строительству трубы. А закончил тем, что отмел какие-либо сомнения в том, что трубопровод будет заполнен нефтью, добываемой российскими компаниями. Проблемы, связанные с тем, что американская компания Chevron пока не изъявляет готовности транспортировать добываемую в Казахстане нефть по БА до тех пор, пока не будет пущена вторая очередь Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), расширяющая его мощность с 29 до 67 млн тонн нефти, Сергей Богданчиков отмел как несущественные.
При этом перспективы второй очереди КТК, о которых так бравурно докладывал весной этого года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев после встречи с Владимиром Путиным, выглядят сегодня весьма туманными. По сведениям «Времени новостей», российский директорат КТК, заступивший в этом году на эти должности, занят ныне ревизией деятельности предыдущего руководства консорциума, и не исключено, что ему будут предъявлены налоговые претензии за предыдущие годы.
Документальным итогом вчерашних трехсторонних переговоров в Афинах с участием Владимира Путина, президента Болгарии Георгия Пырванова и премьер-министра Греции Константиноса Караманлиса стало, как и ожидалось, подписание Декларации о сотрудничестве в энергетической области. На короткой пресс-конференции российский президент и греческий премьер употребляли одинаковые выражения по отношению к перспективе проекта БА -- обнаружены «значительный прогресс» и «сближение позиций». Болгарский президент был более образен, говоря на эту тему: «Сейчас или никогда». «За 45 минут переговоров нам удалось преодолеть отставание в восемь--десять лет топтания на месте», -- сказал Георгий Пырванов. Было объявлено о договоренности добиться уже в этом году подписания межправительственного соглашения о строительстве нефтепровода Бургас--Александруполис. Как стало известно «Времени новостей», к октябрю все три стороны должны представить свои проекты документа. Российский вариант будет представлен, видимо, в начале октября, во время визита в Грецию премьер-министра Михаила Фрадкова.
В российском предложении скорее всего будет предложена схема распределения долей в консорциуме, соответствующая той, что была согласована в марте этого года в ходе заседания экспертов трех стран, -- российским компаниям должна принадлежать 51-процентная доля, а болгарским и греческим по 24,5%. Таким образом, Москва снимает свои претензии на 100-процентную долю в консорциуме, на которой она была готова настаивать еще в ходе нынешних переговоров в Афинах. Однако на переговорах в этом вопросе, очевидно, еще не поставлена последняя точка. Это стало понятно по тем замечаниям, что были сделаны вчера президентом Болгарии на пресс-конференции. Георгий Пырванов заявил, что его страна желала бы расширения состава участников проекта БА. «Речь идет об открытом, а не закрытом проекте», -- сказал он.
Источник, близкий к переговорам в Афинах, сообщил «Времени новостей», что речь идет о предложении болгар включить в состав консорциума казахстанскую компанию «Казмунайгаз» и американский Chevron. Резон простой: Болгария, как транзитная страна, заинтересована в заполнении трубы БА, а присутствие казахстанской компании и американской, также добывающей нефть в Казахстане, предоставляет такие гарантии, поскольку они получат преференции при транзите своей нефти через БА. При таком раскладе греки и болгары готовы за счет своей суммарной 49-процентной доли в консорциуме уступить «Казмунайгазу» и Chevron 17%. Однако, по всей видимости, это столкнется со встречным предложением Москвы, которая будет настаивать на предоставлении этих 17% российской ТНК-BP, которая также сможет гарантировать наполнение трубы БА.
Вчерашняя пресс-конференция закончилась неожиданным и весьма энергичным, не без раздражения, выступлением Владимира Путина. Отвечая на вопрос болгарской журналистки, с чем связаны жесткие условия России, выставляемые ею при строительстве БА, Путин отмел подобные формулировки. «Россия вообще не ставит никаких условий», -- сказал он и прочел маленькую наставительную лекцию. Он рассказал, что два с половиной месяца назад в Москве было принято решение о строительстве нефтепровода Восточная Сибирь -- Тихий Океан, и уже построено 250 км трубы. «А Бургас--Александруполис -- это всего 300 км, а переговоры ведутся с 1993 года! -- съязвил Путин. -- За это время построены уже нефтепровод Баку--Джейхан, газопровод через Турцию «Голубой поток» (упоминание турецкого маршрута должно было звучать особенно больно для греков. -- Ред.)! Если так и дальше пойдет, то все маршруты также пойдут в обход».
На этой «оптимистической» ноте закончилась публичная часть переговоров в Афинах. Непубличная часть продолжилась приватным ужином лидеров России, Греции и Болгарии, к которым присоединился глава «Транснефти» Семен Вайншток. Руководитель компании, будущего оператора БА, видимо, делился опытом преодоления горных преград и экологических рисков при возведении трубопроводов на Российском Дальнем Востоке, по сравнению с которыми трудности строительства трубы Бургас--Александруполис выглядят легкой прогулкой по Балканам.
Аркадий ДУБНОВ, Афины