Время новостей
     N°160, 05 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.09.2006
"Шестисотый" БТР
Россия наконец освоила производство автоматических коробок передач
В России появились первые отечественные автоматические коробки передач. Эту новую для страны продукцию в ходе работы выставок «Международный автосалон-2006» и «Мотор шоу/ MIVS-2006» в торгово-выставочном комплексе «Крокус экспо» в Москве представил ее изготовитель фирма «КАТЕ». Заглянувший «на огонек» руководитель «Роспрома» Борис Алешин произнес лишь одну фразу: «Рад, что довели до железа». До этого в СССР были лишь две попытки внедрения автомобильной автоматики -- на экспериментальные автобусы «ЛиАЗ» и правительственную «Чайку». Опыт, говорят, был весьма удачным. Только так и остался опытом.

Вниманию гостей «КАТЕ» и участников выставки были представлены шестиступенчатая коробка для легковых автомобилей массой до 3,5 тонны и продольным расположением двигателя мощностью до 200 л.с., а также семиступенчатая -- для переднеприводных легковых автомашин массой до 2 тонн с поперечным расположением двигателя мощностью до 127 л.с. Ее первые опытные образцы проходят испытания и доводку на автомобилях «Лада-Калина».

Появление первых отечественных автоматических коробок передач может стать знаковым событием для России. На мировом рынке автоматических трансмиссий, который оценивается в 20--25 млн "коробок", присутствует лишь около десятка производителей, не допускающих к себе конкурентов. До сих пор Россию на этот рынок тоже не пускали, да российские автомобилестроители, кажется, не очень туда и стремились. Теперь, имея качественную продукцию, Россия может претендовать на некоторый сегмент этого рынка.

Спрос на автоматические коробки передач на российские автомобили продолжает расти. Есть опыт установки на ГАЗ-3201 коробки «Форда», на «Святогор» -- «Крайслера», на ГАЗ-66 и УАЗ-3153 -- «Шевроле». Но предложения иностранных производителей не удовлетворяют ни количественно, ни качественно. Понятно, что автомобили «с автоматом» дороже, они выпадают из той части российского авторынка, где представлены наиболее популярные модели в ценовом диапазоне от 7 до 11 тыс. долл. Именно в этом «коридоре» продается основная масса машин -- около 700 тыс. штук в год. Фирма «КАТЕ» провела маркетинговые исследования и пришла к выводу: россияне готовы платить сверх цены порядка 10%, чтобы сесть в машину с автоматической коробкой передач высокого уровня надежности и качества. И сделать вождение более удобным, легким и комфортным.

Ровно год назад газета «Время новостей» писала о презентации самой фирмы «КАТЕ». Тогда были сформированы конструкторское бюро и опытное производство. В результате был разработан оригинальный российский продукт, защищенный патентами. В то время компанией руководил нынешний исполняющий обязанности генерального директора "АвтоВАЗа" Максим Нагайцев. На посту главы «КАТЕ» его сменил Евгений Новицкий. Партнером «КАТЕ» и крупнейшим поставщиком комплектующих стала тайваньская компания Tsang Yjw -- один из признанных мировых лидеров в этой области. Она поставляет комплектующие и запчасти в США, Японию, Корею. Финансовые ресурсы «КАТЕ» (а это десятки миллионов долларов) сложились из инвестиций частного капитала и средств Внешторгбанка.

Оптимальное инженерное решение специалисты «КАТЕ» нашли в сочетании российской теории и практики с анализом конструкции западных коробок. В итоге получились гидромеханическая передача и планетарная коробка передач с числом от шести до двенадцати. Название российской коробки -- FT703. Сегодня ей нет в мире аналогов. Ее осевые размеры меньше, чем у пятиступенчатой механической коробки машин ВАЗ десятого семейства. По своим потребительским свойствам она стоит в одном ряду с такими современными трансмиссиями, как DSG «Фольксваген» и CVT «Нисан». У российской коробки высокая унификация деталей, в ней применены простые и высокотехнологичные решения. FT703 стоит 1000 долл., а другая российская коробка, RL608 для автомобилей категории «Б», -- и вовсе 800. Обе отличаются топливной экономичностью и низкими затратами на обслуживание. Оригинальная кинематическая схема, минимум деталей и низкие нагрузки определили надежность российских автоматических коробок передач.

Решено, что производиться коробки «КАТЕ» будут на заводе в Калининграде. Около 400 человек будут выпускать 260 тыс. автоматических коробок передач в год. Завод планируют открыть в конце нынешнего года, выход на проектную мощность -- в 2007 году. «Собираетесь ли ставить такие коробки на военную технику?» -- спросил обозреватель «Времени новостей» у генерального директора «КАТЕ». «Наша продукция может быть установлена практически на всю военную автомобильную технику», -- уверен г-н Новицкий. Специалисты фирмы уточнили: имеются в виду бронетранспортеры, боевые машины пехоты и даже танки, приближающиеся по удобству вождения к «Мерседесу». Их еще охотнее будут покупать за рубежом, потому что военнослужащий должен сосредоточиться на выполнении боевой задачи, а не на самом процессе вождения.

Николай ПОРОСКОВ