Время новостей
     N°159, 04 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.09.2006
Дешевые машины для бедных россиян
Минпромэнерго прогнозирует удвоение числа легковушек к 2010 году
Проходящий в эти дни в столице Московский международный автосалон стал едва ли не самым представительным за всю историю его проведения. И хотя на выставке было представлено немало дорогих автомобилей, пришедшие в Россию Toyota, Nissan, Volkswagen и Fiat работают в среднеценовом сегменте -- от 12 до 25 тыс. долл. Но россияне по-прежнему отдают предпочтение машинам стоимостью 5--10 тыс. долл. Именно на этот сегмент, как рассказал в минувшую пятницу на пресс-конференции в рамках автосалона временно исполняющий обязанности министра промышленности и энергетики Андрей Реус, по итогам прошлого года пришлось порядка 46% продаж новых легковых автомобилей. Он подчеркнул, что это та ниша, «где работает главным образом «АвтоВАЗ» («десятки», «Нивы» и «Калины»). В нее же попадает и большинство машин, собираемых на предприятиях группы СОК и «Северсталь-авто», московские Renault Logan и узбекско-корейские Daewoo Matiz и Daewoo Nexia.

По словам г-на Реуса, второе место по популярности в России занимают автомобили стоимостью до 5 тыс. долл. -- на их долю приходится порядка 20% российского рынка. В этот сегмент входят, в частности, вазовские «пятерки» и «семерки», все еще выпускаемая в России (на «Иж-авто») «Ока». Среди иностранных автоконцернов, заявивших о намерении создать производство в России, в этот сегмент могут попасть только китайские ИРИТО и BYD Auto со своей малолитражкой Flyer (но этот проект еще только начинается). Хотя если «пятерки» и «семерки», как обещает ВАЗ, будут сняты с производства, то нельзя исключать, что освободившееся место займут как раз китайцы.

А вот наиболее популярный у европейцев и американцев ценовой диапазон 10--15 тыс. долл. в России занимает лишь третье место, на его долю приходится чуть более 14% покупок. В него попадают, в частности, автомобили Chevrolet Niva, Hyundai Accent, Ford Focus, Kia Rio и др. Впрочем, большинство «новичков» на российском рынке, и в том числе те, кто намерен выпускать автомобили в России, будут работать именно в этом ценовом сегменте и выше.

Вместе с тем г-н Реус пообещал, что льготный режим промсборки на территории России позволит к 2010 году создать производственные мощности по выпуску 800--900 тыс. автомобилей ежегодно. А инвестировать в достижение таких объемов потребуется порядка 2 млрд долл. «Таким образом, -- заявляет г-н Реус, -- общие производственные мощности по выпуску легковых автомобилей к 2010 году достигнут порядка 1,9 млн машин в год, что с учетом импорта обеспечит полностью потребность внутреннего рынка». При этом он отметил, что режим промсборки оказывается «самым результативным воплощением промышленной политики государства в автопроме». Г-н Реус пообещал, что в будущем будет уделяться внимание не только привлечению в Россию конечных производителей машин, но и в значительной степени -- производителей автокомпонентов. Вместе с тем и.о. министра посетовал, что воспользоваться преимуществами растущего российского рынка сумели главным образом зарубежные производители, импортирующие свою продукцию и организующие сборку на территории России, тогда как доля российских автопроизводителей в этот период падала. По его словам, по итогам прошлого года, когда было реализовано 1,7 млн машин на 22 млрд долл., доля российского автопрома составила лишь четверть от общего объема рынка (в денежном выражении). Г-н Реус предполагает, что объем продаж легковых автомобилей в России к 2010 году составит не менее 2,7 млн штук в год (более 30 млрд долларов).

А вот по какой цене будут чаще всего покупать автомобили в России, и.о. министра не спрогнозировал. Впрочем, ожидать, что лидирующим станет среднеценовой сегмент, едва ли стоит. Россияне, средняя ежемесячная зарплата которых сейчас составляет около 10 тыс. руб., пока предпочитают дешевые автомобили. И в ближайшее время резкого роста доходов не предвидится. А значит, ВАЗ, судя по всему, пока еще долго будет лидером российской автопромышленности.

Анна ЛАНДЕР