Время новостей
     N°201, 31 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.10.2001
Смертельное манит
Премьера фильма «Ничего себе поездочка»
Помесь триллера с хоррором под игривым названием «Ничего себе поездочка» (в оригинале -- Joy Ride) начинается c ерунды, пустяка, мелочи. Студент колледжа Льюис Томас (Пол Уокер, знакомый нам по «Плезантвиллю» и «Форсажу»), увлеченный подругой детства Венной (Лили Собески), легко покупается на ее предложение вместе отправиться домой на каникулы -- в надежде на то, что по пути из Колорадо в Нью-Джерси дружба перерастет в нечто большее. Он выбрасывает загодя приобретенный авиабилет, покупает развалюху 1971 года выпуска и едет за избранницей в близлежащий университетский городок, по пути прихватив освобожденного под залог старшего брата Фуллера (Стив Зан), мелкого хулигана, обладающего природным талантом провоцировать крупные неприятности. На первой же остановке Фуллер покупает древний радиопередатчик («нечто вроде доисторического Интернета»), с помощью которого в Америке было принято предупреждать встречных водителей о засевшем в засаде автоинспекторе или просто коротать время в бессмысленных разговорах с незнакомыми людьми. Поболтав по рации с шофером по прозвищу Ржавый Гвоздь, Фуллер настойчиво предлагает Льюису принять участие в розыгрыше. Тот соглашается. Тонким женским голоском (талант, обнаруженный еще в школьном театре) Льюис назначает шоферюге свидание в №17 придорожного мотеля и просит привезти розового шампанского. И вот двое заговорщиков коротают время в №18, прислушиваясь к тому, что происходит за стеной. Шум подъезжающего грузовика-гиганта, приглушенный разговор, то ли вздох, то ли всхлип, снова тишина.

В этот момент фильм режиссера Джона Дала («Ред Рок Уэст», «Последнее соблазнение», «Шулера») твердо обещает нам две вещи: первое -- что он будет страшным, и второе -- что он будет хорошим. Кажется, для этого есть все, что необходимо: умная сценарная идея, саспенс, неплохие актеры. Но когда в следующей сцене на экране появляется туповатый шериф и сообщает шутникам, что у соседа вырвана челюсть, а потом грозным голосом велит «до захода солнца убраться из его штата» (и это вместо того, чтобы попытаться выйти через мальчишек на маньяка), становится ясно, что обещаниям верить нельзя. Ну, а когда обиженный грузовик начинает гоняться за братьями и примкнувшей к ним Венной по полям стивенкинговской кукурузы, и вовсе понимаешь, что тебя обманули.

Нет уже сил издеваться над хроническими идиотами, которые не понимают, что от многотонного грузовика можно убежать, резко вильнув в сторону, и продолжают нестись по прямой навстречу камере в красивом контровом свете слепящих фар. Нет сил кричать из зала: «Позвони в полицию!» или «Не открывай эту дверь, кретин!» Да и бесполезно. Герои, равно как и придумавшие их сценаристы, глухи к голосу разума.

В Америке «Ничего себе поездочку» провозгласили чуть ли не классикой жанра. Объяснить это можно лишь одним: каждый зритель, в нежном возрасте испытавший сладкий ужас от просмотра «Вторжения похитителей тел» Дона Сигеля, «Ночи живых мертвецов» Джорджа Ромеро или «Техасской резни бензопилой» Тоба Хупера, бессознательно стремится вызвать в душе давние ощущения -- страх перед головокружительной бездной, засасывающей героев, и тайное чувство комфорта, от того что это все-таки кино. Поэтому едва ли не в каждом мало-мальски профессиональном хорроре категории «Б» в Америке готовы увидеть шедевр, который дарит надежду на возрождение угасшего жанра и напоминает, что ужасы созданы не только для пародий. Но если единственным хоррором вашего детства был «Вий», «Поездочку» я вам рекомендовать не решусь.

Алексей МЕДВЕДЕВ