|
|
N°158, 01 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трубный оптимизм
Бургас--Александруполис протестируют на высшем уровне
Несмотря на громкие заявления чиновников о скором подписании межправительственного соглашения о строительстве нефтепровода Бургас--Александруполис, нефтяные компании пока не обрели веру в его реализацию. В среду замминистра промышленности и энергетики России Андрей Дементьев и генеральный секретарь министерства развития Греции Николаос Стефану договорились подписать до конца года трехстороннее межправительственное соглашение, которое позволит «компаниям -- инициаторам проекта приступить к обсуждению технических условий его реализации». Пока, правда, нет даже предположительного состава участников консорциума. В Москве надеются, что большую часть принципиальных вопросов удастся снять на самом высоком уровне в начале следующей недели, когда Владимир Путин в Афинах встретится с премьером Греции Константиносом Караманлисом и президентом Болгарии Георгием Пырвановым.
Шансов на это не очень много -- стороны пока не могут договориться о распределении долей между заинтересованными странами и соответственно условиях предоставления налоговых льгот на территории Болгарии и Греции, без которых проект теряет свою экономическую привлекательность.
Российское Минпромэнерго смотрит на проект с нескрываемым оптимизмом. «Проект рассматривается нами прежде всего с точки зрения его транспортной эффективности, и на сегодняшний день нет оснований сомневаться в финансировании проекта и его наполняемости нефтью. Он действительно может быть экономически эффективным для всех участников», -- считает г-н Дементьев.
Нефтяные компании, ранее заявлявшие о своем интересе к проекту, отреагировали на решение представителей правительств достаточно сдержанно. Ответ у всех, в том числе и у координатора проекта ТНК-ВР, один: «Подождем 4-го числа, тогда будет видно». При этом ТНК-ВР по-прежнему рассматривает альтернативные варианты прокачки нефти в обход черноморских проливов (главная прелесть проекта Бургас--Александруполис) по нефтепроводу Самсун--Джейхан. Как ранее говорил вице-президент компании Энтони Консидайн, выбор в пользу Бургаса был сделан до того, как турецкий трубопровод стало поддерживать правительство этой страны. Сейчас ситуация с Самсун--Джейхан изменилась, и ТНК-ВР задумалась, правильно ли она сделала выбор в пользу греко-болгарского направления.
Не спешит в Бургас--Александруполис и американская Chevron, которая несколько месяцев назад сообщала о своем желании прокачивать по этой трубе казахскую нефть с месторождения «Тенгиз». По словам главы российского представительства компании Иана Макдоналда, для Chevron этот проект будет нужен только в случае расширения мощности до 67 млн т в год Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), в котором компании принадлежит 15%. «Если КТК будет расширен, мы поддержим проект, если не будет расширен и (наша) нефть пойдет по южному маршруту в Баку--Джейхан, не будет и необходимости в нефтепроводе Бургас--Александруполис», -- цитирует его Интерфакс. Но проблема расширения КТК связана с вопросом увеличения тарифов на прокачку нефти и процентными ставками по кредитам, на которые трубопровод строился. Сейчас переговоры по этим вопросам находятся в тупике, а значит, решение по расширению КТК будет не скоро.
Основная цель проекта Бургас--Александруполис -- обойти Черное море и снизить транспортировку нефти танкерами через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы. Предполагается, что его протяженность составит 258 км, а пропускная мощность -- примерно 35 млн тонн нефти с возможным увеличением до 50 млн тонн. Стоимость проекта оценивается в пределах 800--900 млн долл. Но несмотря на внешние выгоды, правительства трех стран уже более десяти лет не могут выйти на конкретные договоренности.
В апреле прошлого года Россия, Греция и Болгария наконец-то подписали меморандум о сотрудничестве по строительству трубы Бургас--Александруполис. В июне этого года ТНК-BP и «Газпром нефть» даже достигли соглашения об участии в объединенной российской компании для реализации этого проекта. Следующей обещала присоединиться «Роснефть», а «Транснефть» заявила о готовности стать оператором нефтепровода.
Как отмечают специалисты, вопросов к проекту Бургас--Александруполис очень много, и самый насущный из них касается гарантий поставок нефти. Пока ни одна из нефтяных компаний, объявлявших о своем участии в проекте, их не дала. (Что, кстати, стало объектом резкой критики этого проекта со стороны главы российской нефтепроводной монополии «Транснефть» Семена Вайнштока.) Непонятно, как и кем будут рассчитываться тарифы на прокачку нефти, кто будет оператором и, наконец, как распределятся доли в проекте. Ранее предполагалось, что страны будут участвовать в проекте на паритетной основе (по 33,3%). Недавно болгарские СМИ сообщили о принципиальном согласии Афин и Софии на увеличение доли Москвы до 51% (в этом случае болгарская и греческая уполномоченные компании получили бы по 24,5%). Однако нельзя исключать, что и это будет не окончательная конфигурация.
Впрочем, и нефтяников можно понять -- ни Болгария, ни Греция пока не взяли на себя обязательств предоставить проекту льготы и гарантии их сохранения на весь период эксплуатации трубы. Без них тариф на прокачку нефти по трубе будет существенно уступать конкурирующим вариантам транспортировки, в том числе и через проливы. А значит, экономическая эффективность проекта Бургас--Александруполис пока неочевидна.
Анна ГОРШКОВА, Алексей ГРИВАЧ