|
|
N°158, 01 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отлучение от дипломатии
Президент Польши отомстил своим критикам
Вчера в Гданьске состоялись торжества по случаю 26-й годовщины подписания соглашения между правительством и бастовавшими судостроителями во главе с Лехом Валенсой. Это соглашение позволило создать в тогдашней коммунистической Польше независимый профсоюз «Солидарность». В 2005 году сейм принял закон, объявивший 31 августа праздником -- Днем солидарности и свободы.
Но уже в этом году от солидарности не осталось и следа. Легенда «Солидарности» Валенса отказался участвовать в официальной части мероприятий. «Это его дело», -- констатировал президент Лех Качиньский, которого сопровождали нынешние профсоюзные лидеры. А Валенса отмечал праздник в кругу противников власти -- с Дональдом Туском и его оппозиционной «Гражданской платформой».
Днем раньше польскую общественность взбудоражил демарш 85-летнего Владислава Бартошевского. Экс-министр иностранных дел, обвиненный вместе с другими семью бывшими главами МИД Польши в пособничестве советским спецслужбам (см. «Время новостей» от 23 августа), отказался от поста председателя совета польского Института международных проблем. Свой протест бывший узник Освенцима и авторитетный дипломат объяснил безнаказанностью замминистра обороны Антони Мачеревича. Он-то и выступил в телеэфире с разоблачением «шпионской сети».
Возмутило Бартошевского и равнодушие руководства МИДа, которое не отреагировало на обвинения в адрес предшественников. «Хотел бы знать, -- спросил Бартошевский, -- что нынешняя министр иностранных дел думает о том, как польскую дипломатию формировали агенты иностранной разведки». Но министр Анна Фотыга лишь сказала, что МИД ни в коей мере не является стороной в этом деле, а отставка Бартошевского -- «его собственное решение».
Отвечающий за международные дела в администрации президента министр Анджей Кравчик поспешно заявил, что позвонит профессору Бартошевскому и отговорит его от демонстративного шага. Но оказалось, что он забежал вперед своего начальника. «Не буду уговаривать никого из подписавших «письмо восьми» куда-либо возвращаться, и уж несомненно в польскую дипломатию», -- сказал как отрезал президент Качиньский. Это прямой намек на открытое письмо бывших глав польской дипломатии. В нем они критически оценили отказ в последний момент президента Польши встретиться в начале июля в Веймаре с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Франции Жаком Шираком.
Валерий МАСТЕРОВ, собкор «Московских новостей», -- для «Времени новостей»