|
|
N°158, 01 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В центре внимания -- убийство
Первые фильмы Венецианского фестиваля посвящены нераскрытым преступлениям
63-й Венецианский фестиваль открылся в среду фильмом Брайана Де Пальмы «Черная орхидея». Эту очень стильную детективную историю в стиле нуар, повествующую о кинобизнесе, мафиози и преступлении, приехала представлять звездная команда актеров. Аарон Экхарт, Джош Хартнетт и Скарлетт Йохансон, высаживаясь из катеров на маленький причал, вызывали буквально визг облепивших балюстраду гостиницы поклонниц. Визжали фанатки и на звездной дорожке, куда звезд доставляли уже на серебристых итальянских «Ланчиа».
Не меньше восторга вызвало и появление жюри, которое в этом году возглавляет Катрин Денев -- по-прежнему царственная, несмотря на возраст и полноту, она прошествовала в фестивальный дворец, всем своим видом подтверждая, что нынешний измельчавший и утративший достоинство кинематограф мало чего стоит по сравнению со своими великими предшественниками. Наша Чулпан Хаматова, в платьице колокольчиком, напоминающем тот костюм, в котором изображала редиску ее героиня в «Лунном папе», скромно заняла свое место в шеренге членов жюри между любимцем российской публики Микеле Плачидо и корейским режиссером Пак Чан-Вуком.
Российская картина «Эйфория» в венецианском конкурсе пока место занимает скромное, однако среди 21 претендента на «Золотого льва» едва ли не треть -- дебюты, так что какой-то шанс у России все-таки есть, хотя схватка выглядит нешуточной.
Впрочем, «Черную орхидею» пресса приняла довольно спокойно -- стильная картинка, роскошная Скарлетт Йохансон, которой очень идут туалеты конца сороковых, чудовищно изуродованный труп (речь в фильме идет о ставшем легендой зверском убийстве юной киноактрисы, так никогда и не раскрытом). Похоже, что сенсации не вызвал и фильм «Смерть в Голливуде», показанный вчера утром. Это тоже история убийства, и жертвой преступления в ней тоже стал актер, вполне реальный и известный, в 50-е годы он сыграл Супермена в телевизионном сериале. Снял фильм как раз один из дебютантов, Алан Колтер, порядочно, впрочем, натренировавшийся на телевизионном сериальном производстве.
Вне конкурса вчера же был показан фильм Оливера Стоуна «Всемирный торговый центр» -- первая картина, снятая о трагедии 11 сентября. История, несмотря на большой бюджет и масштаб режиссера, сознательно камерная: героями фильма стали два полицейских, чудом спасшихся из-под завалов. Как это принято, герои фильма не выдуманы, они существуют в действительности и принимали участие в съемках, консультируя режиссера.
Вообще картин, в основе которых лежит подлинная история, в программе Венецианского фестиваля множество. В фильме «Королева» британского режиссера Стивена Фрирза, например, актеры играют ни много ни мало Елизавету Вторую и Тони Блэра, выясняющих отношения после гибели принцессы Дианы. А в фильме «США против Джона Леннона», который скоро покажут в программе «Горизонты», документальные кадры искусно перемешаны с игровыми эпизодами.
Наше российское кино в этом плане находится как бы вне мировой моды. Включенная в конкурс «Эйфория» Ивана Вырыпаева (ее покажут 6 сентября) как будто специально подчеркивает свою искусственность -- в ней все нарочито и слишком ярко: пейзажи, музыка, отношения персонажей и череда насилия и убийств, неумолимо влекущих действие к трагическому финалу. «Свободное плавание» Бориса Хлебникова (его черед настанет 7 сентября, в конкурсе «Горизонты») на первый взгляд снято в документальной манере, но на самом деле это очень стильная и хорошо продуманная комедия, в которой реальность отфильтрована до перемены состояния. Впрочем, и этим фильмам далеко до классических советских картин, программой которых начался Венецианский киносмотр, -- в этих любимых нами с детства фильмах вроде «Трех товарищей» и «Веселых ребят» реальность и не ночевала, а зато как их любят...
Ольга РОДИНЦЕВА, Венеция