|
|
N°157, 31 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Осечка в 27 сотых секунды
«Днепр» упал из-за «невыявленного дефекта теплоизоляции»
Вчера межведомственная комиссия обнародовала причину падения ракеты-носителя «Днепр», рухнувшего вскоре после старта 27 июля этого года. Официальные выводы практически полностью совпали с данными недавних предварительных утечек в прессу. Глава комиссии, генеральный директор ЦНИИМаш академик Николай Алфимов на пресс-конференции подтвердил, что катастрофа случилась из-за отказа гидропривода двигателя первой ступени. "Осечка" длилась всего 27 сотых секунды. Но этого мгновения оказалось достаточно, чтобы ракета «раскачалась до предела» -- «возникло большое возмущение по вращению». Отклонения, по словам г-на Алфимова, привели к тому, что «через 2 секунды гироскоп сел на упоры и выдал команду на аварийное отключение двигателя». Напомним, что после этого «Днепр» с 18 спутниками на борту упал в Южном Казахстане в 150 км от Байконура, оставив в пустыне 60-метровую воронку.
Причиной отключения гидропривода академик Алфимов назвал перегрев рабочего тела, то есть гептила, который является основным компонентом топлива «Днепра». Гептил же нагрелся из-за того, что не выдержала термоизоляция, защищающая двигатели первой ступени от реактивных струй. Однако на вопрос, почему изоляция не отвела излишнее тепло, ответа у комиссии нет: Николай Алфимов предполагает, что у данного «Днепра» (созданного на базе стратегической ракеты РС-20 «Сатана») был «невыявленный дефект при нанесении изоляции». Однако характер дефекта комиссия не определила: ту самую часть ракеты, где, по предположению экспертов, и случился сбой, так и не смогли найти на месте падения. "Выводы комиссии базируются на расчетах, экспериментах и логических умозаключениях", -- заметил руководитель ЦНИИМаш.
Эта «невыявленность» последнего звена фатальной цепочки отказов, по-видимому, и стала причиной того, что конкретного виновника комиссия так и не назвала. В частности, ни к одной из организаций, проектировавших, строивших и переделывавших «Сатану», претензий на пресс-конференции высказано не было, хотя ранее предполагалось, что упреки будут адресованы смежникам. Программа запусков «Днепра» осуществляется совместно российской и украинской сторонами: несмотря на то что все аппараты «Сатана», используемые для космических полетов, принадлежат России, создавались эти ракеты еще в советское время украинскими КБ, в частности знаменитым «Южмашем». Основные задачи «техобслуживания» «Днепров», равно как и перепрограммирование ракет для космических задач, также лежат на компаниях соседнего государства. К примеру, основным местом работы комиссии, по словам Николая Алфимова, был именно Днепропетровск, где проводились технические проверки и моделировалась ситуация, случившаяся с первой ступенью ракеты-носителя.
На будущее комиссия рекомендовала всем эксплуатантам «Днепра» проводить дополнительную проверку ракет. Возможно, этот совет адресован и Минобороны России, которое до сих пор располагает РС-20, хотя понемногу «Сатана» выводится из состава вооруженных сил и перепрофилируется на мирный космос. Пока не определен и срок возобновления запусков «Днепров»: для этого как минимум необходимо получить согласие Казахстана, после катастрофы 27 июля запретившего старты этого типа ракет с Байконура. А с Астаной еще придется решать вопрос о возмещении ущерба от падения «Сатаны». Несмотря на то что ракета рухнула в ненаселенном месте, место взрыва было заражено ядовитым гептилом. О том, в какой форме и в каком размере будет выплачена компенсация Казахстану, пока ничего не известно.
Владимир ДЗАГУТО