|
|
N°157, 31 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Это вызов, направленный на срыв переговоров"
Новый спецпредставитель генсека ООН по грузино-абхазскому урегулированию Жан Арно на днях впервые посетил Сухуми. Там он убедился, что ситуация в переговорном процессе критическая -- Абхазия настаивает на выводе грузинских сил из Кодорского ущелья, единственного региона самопровозглашенной республики, контролируемого Тбилиси. По распоряжению президента Грузии Михаила Саакашвили в Кодори спешно строится мини-город для абхазских структур в изгнании, функционировавших в Тбилиси после военных действий 1992--1993 годов. На вопросы собкора «Времени новостей» в Грузии Михаила ВИГНАНСКОГО ответил глава МИД непризнанной республики Абхазия Сергей ШАМБА.
-- Удастся ли спецпредставителю генсека ООН вернуть стороны за стол переговоров?
-- Переговоры смогут продолжиться, только если Грузия будет выполнять взятые на себя обязательства. Жан Арно предложил нам провести в сентябре встречу с госминистром Грузии по урегулированию конфликтов Мерабом Антадзе. Мы это обсуждаем. Но реально действия Тбилиси демонстрируют отсутствие желания вести переговоры. Если есть готовность обсуждать вопрос вывода войск из Кодорского ущелья, будем делать это, если нет, тогда нет смысла встречаться.
-- То есть сейчас ситуация в Кодорском ущелье тормозит переговорный процесс?
-- Ситуация там -- показатель того, что Грузия отказалась выполнять ранее достигнутые соглашения. Пока она к ним не вернется, нет никакого смысла вести переговоры, потому что нет никаких гарантий выполнения достигнутого на них. Не Абхазия, а Грузия вышла из переговоров, нарушив соглашения. Они были подписаны при участии ООН, России, а Грузия их игнорирует. Министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили недавно заявил, что надо отказаться от ранее подписанных соглашений. Значит, Грузия намерена развязать себе руки. Такое случалось уже не раз, но потом удавалось возобновлять переговоры. Об этом мы говорили со спецпредставителем генсека ООН. Надо вернуться к исходной позиции, к Московскому соглашению 1994 года, ряду других документов, по которым Кодорское ущелье должно быть демилитаризированной зоной.
-- Тбилиси заверяет, что там нет войск и что он готов принять для мониторинга военных наблюдателей ООН.
-- Там не должно быть ни военных, ни полицейских. Грузия обязалась не допускать в Абхазию ни одного вооруженного человека со своей территории. Что касается ее предложений о мониторинге только силами ООН, без участия российских миротворцев, то она тем самым пытается изменить формат, предусматривающий участие и военных наблюдателей, и миротворцев. Тбилиси хочет провести ревизию документов, но мы на это никогда не пойдем.
-- Грузия вообще требует вывести российских миротворцев...
-- Они останутся на нашей территории, пока не будет полностью урегулирован конфликт.
-- Вскоре в Кодорское ущелье переедет правительство Абхазии в изгнании. Грузия говорит, что оно будет представлять интересы 300 тыс. изгнанников, будет легитимным, и предлагает Сухуми сотрудничать с ним.
-- Такой переезд -- это вызов, направленный на срыв переговоров, и на него мы ответим адекватно. Когда прекращаются переговоры, начинают действовать другие механизмы. Мы не такие наивные и не политические идиоты, чтобы вести переговоры с провокаторами, которых хотят разместить в Кодорском ущелье.
-- Последует ли Абхазия примеру Южной Осетии, которая проведет референдум, чтобы подтвердить курс на независимость?
-- Мы уже провели в 1999 году референдум, тогда более 90% проголосовавших высказались за независимое развитие Абхазии. До этого Грузия отказалась от одной модели сосуществования, другой, и мы поняли, что у нее нет желания идти на компромиссы. Тогда народ и определился на референдуме. После него мы не ведем переговоров о статусе Абхазии.
-- В Тбилиси говорят, что в Абхазию уже съезжаются северокавказские наемники-добровольцы.
-- У нас каждый день здесь есть представители разных народов, заявляющие о поддержке Абхазии. Мы надолго никого не оставляем, мы пока их сдерживаем, пока нет необходимости их привлекать. В нашем минобороны есть штаб, координирующий эту деятельность. Численно такие люди превышают тех, которых готов мобилизовать г-н Саакашвили, рассчитывающий на 100 тысяч.
|