|
|
N°156, 30 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Российские миротворцы имеют репутацию серьезных профессионалов»
Вчера премьер-министр и министр обороны Италии поднялись на борт авианосца «Джузеппе Гарибальди», чтобы дать команду к отправке миротворцев в Ливан. В эту страну Рим посылает 2,5 тыс. военнослужащих. Испания сообщила, что направит в Ливан в составе миротворческих сил ООН усиленный батальон морской пехоты численностью до тысячи военнослужащих. Страны ЕС обещали собрать около половины 15-тысячного миротворческого контингента для Ливана. Должна ли Россия стремиться к участию в операции ООН по поддержанию мира в Ливане? Об этом «Времени новостей» рассказал профессор Дипломатической академии МИД РФ, участник миротворческой миссии ООН в бывшей Югославии Бахтияр ТУЗМУХАМЕДОВ.
-- Я сторонник участия российских военнослужащих, военных наблюдателей, гражданских полицейских в операции ООН по поддержанию мира в Ливане. Участие в международных операциях позволяет России продемонстрировать свой флаг, стремление и способность страны к урегулированию военного конфликта, дает возможность укрепить свое политическое влияние за границей. Тем более когда речь идет о таком средоточии нервных узлов, каким является Ближний Восток. СССР и Россия постоянно демонстрировали политический интерес к этому региону. Сейчас у нас появилась возможность это подтвердить, особенно под флагом ООН.
-- Россия обладает богатым опытом участия в миротворческих операциях. Как оценивают подготовку российских воинских контингентов их зарубежные коллеги, чиновники ООН?
-- В операции ООН в Сьерра-Леоне (длилась с июля 1998 по декабрь 2005-го. -- Ред.) с 2000 по 2004 год действовала российская группировка ударных и военно-транспортных вертолетов. В ООН отзывы об участии российских военных были самими высокими. Российские миротворцы имеют репутацию серьезных профессионалов.
-- Какие финансовые выгоды получает государство от миротворчества, кроме престижа и политического влияния? Не секрет, что такие страны, как Индия, Пакистан и ряд других, зарабатывают на участии в операциях ООН по поддержанию мира.
-- Взнос, который государство вносит в бюджет операций ООН по поддержанию мира, после расчетов частично возвращается стране в виде жалованья и иного вспомоществования, которое выплачивается военнослужащим. Сколько военнослужащие получают на руки, зависит от конкретного государства. Уровень зарплаты военнослужащих в Индии и Пакистане позволяет зарабатывать и военным, и государству. Поэтому эти страны охотно участвуют в миротворческих миссиях. А вот, судя по моему опыту работы с англичанами в Югославии, у британских военнослужащих нет особой материальной выгоды при участии в таких операциях.
Для российских военнослужащих деньги, которые они получают, являются изрядной прибавкой к содержанию. Из своего бюджета ООН выплачивает жалованье военным, а также суточные и иные выплаты военным наблюдателям. Из своего бюджета ООН оплачивает также доставку и аренду боевой техники, а также амортизационные расходы по ее эксплуатации. Случается, что некоторые государства выделяют устаревшую технику. Деньги, которые они получают от ООН, позволяют им оснастить свои арсеналы современной военной техникой.
-- В документах, касающихся проведения операций по поддержанию мира, нередко встречается выражение «принуждение к миру». Это означает участие военных контингентов миротворческих сил в боевых действиях?
-- Первоначально в состав контингентов входили международные группы невооруженных военных наблюдателей, следивших за соблюдением условий перемирия или соглашения о прекращении огня в зонах конфликтов. Так было в Палестине. Однако операции по поддержанию мира прошли серьезную эволюцию, начиная от участия в них невооруженных наблюдателей или вооруженных легким стрелковым оружием для самозащиты, до воинских контингентов, получивших право использовать оружие против тех, кто своими действиями препятствует выполнению мандата ООН и доставке гуманитарных грузов. На вооружении миротворцев появились вертолеты, бронетранспортеры, танки. Не могу сказать, что вооруженные подразделения достаточно эффективно используют свои силы. Так, в районе боснийского города Сребреница стояло подразделение, оснащенное танками. Однако ни броня, ни огневая мощь не сумели предотвратить кровопролитие среди гражданского населения (в июле 1995 года войска боснийских сербов овладели Сребреницей, находившейся под защитой голландских «голубых касок». Теперь дело об убийстве 8 тыс. мирных жителей рассматривает Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии в Гааге. -- Ред.).
В некоторых случаях, когда миссия не обладает достаточной огневой мощью, группировка получает от ООН право заказывать авиационную огневую поддержку. Впервые это произошло в бывшей Югославии, когда НАТО по запросу ООН предоставило воздушную поддержку местной ооновской миссии (речь идет об операции НАТО в Боснии и Герцеговине в середине 1990-х годов. -- Ред.). Формулы «принуждение к миру» в Уставе ООН нет, хотя устав предусматривает возможность применения силы. В ООН так и не был выработан проект соглашения о предоставлении права воинским контингентам вести реальные боевые действия, что может стать проблемой для проведения операции по поддержанию мира в Ливане. Мало довести численность контингента до полноценного дивизионного состава. Ему надо придать соответствующие полномочия, чтобы оказать эффективное воздействие не только на ливанскую «Хизбаллу», но на и Израиль. В этом сложность и слабость всех традиционных операций ООН по поддержанию мира.
-- С какими проблемами могут столкнуться российские миротворцы в Ливане?
-- Это может быть связано с климатическими условиями и опасностями, присущими районам, где ведутся военные действия. Проблемой может стать языковой барьер, а также взаимодействие с офицерами и солдатами, взращенными в традициях другой военной культуры. Моему товарищу, возглавлявшему в Сараево международный штаб, при разработке военных операций очень помогало, что кроме военного училища и академии в Советском Союзе, он окончил высшее военное учебное заведение в США. Он умел разговаривать с представителями других военных культур на одном языке. Не уверен, что у нас есть достаточное количество специалистов такого класса.
Хочу также сказать, что если участие в операциях по поддержанию мира остается важнейшей международной публичной функцией государства, то о военнослужащих, гражданских специалистах нужно надлежащим образом заботиться. Не выборочно предоставлять льготы и компенсации, а распространить их на всех россиян, участвовавших в миротворческих операциях по поддержанию мира, начиная с Палестины в 1973 году.
Беседовал Виктор ВОЛОДИН