|
|
N°156, 30 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Паромный блеф
Россия запускает альтернативный вариант калининградского транзита в отместку Литве
Вчера представитель российского МИДа Владимир Титов назвал провокационными заявления ряда официальных лиц Литвы о возможном ограничении железнодорожного транзита грузов в Калининградскую область в ответ на вызванную аварией приостановку поставок в Литву российской нефти. По его словам, подобные угрозы чреваты самыми серьезными последствиями для отношений между двумя странами.
Впрочем, далеко не все политики в Литве склонны к таким безответственным заявлениям. Представители литовского правительства утверждают, что транзит в Калининград не будет ограничен, даже если из-за технических причин потребуется ремонт железной дороги. По информации МИД России, российская нефть сейчас, несмотря на аварию на нефтепроводе «Дружба», продолжает поступать в Литву альтернативными маршрутами.
Не исключено, что литовские чиновники изменили свою позицию под влиянием субботнего заявления калининградского губернатора Георгия Бооса, сделанного им во время встречи в Сочи с президентом Владимиром Путиным. Г-н Боос намекнул Литве, что Калининградская область прекрасно проживет без грузового железнодорожного транзита по ее территории. Для грузового транзита планируется использовать паромную линию Усть-Луга -- Балтийск. «Все отработано, паромная линия способна полностью закрыть грузооборот между Калининградской областью и другими регионами России. В том числе и военные перевозки», -- сказал губернатор. Это заявление главы региона неоднократно показали все центральные телеканалы. Наверное, для того, чтобы те, кому этот «месседж» адресован, поняли наверняка: не стоит без особой нужды трогать российскую «болячку» -- калининградский транзит.
Вчера Георгий Боос рассказал корреспонденту "Времени новостей", что паромная переправа начнет работу уже 10 сентября. Г-н Боос считает, что мощностей одного только парома хватит, чтобы закрыть все потребности региона в грузоперевозках. По его данным, области требуется 1 млн 200 тыс. тонн грузов в год. В то время как паром может доставить около полутора миллионов. Губернатор почему-то уверен, что это будет не только дешевле железнодорожных грузоперевозок, но и быстрее. Хотя представители портового бизнеса такой точки зрения не разделяют.
Как известно, ранее президент Литвы Валдас Адамкус и глава правительства Гедиминас Киркилас заявили: если потребуется, на участке железной дороги, обеспечивающем транзит, будет начат ремонт. Так транзит калининградских грузов оказался под угрозой. Одна из наиболее популярных версий, почему соседи так поступают, -- Вильнюс мстит Москве, которая под видом ремонта запретила транспортировку нефти по нефтепроводу «Дружба» в Литву. А Россия в свою очередь этим ремонтом отомстила за то, что Вильнюс продал принадлежавший ранее ЮКОСУ НПЗ «Mazeikiu Nafta» не прокремлевской «Роснефти», а польскому концерну PKN Orlen.
Принцип «око за око» рискует выйти боком жителям Калининградской области. Все эти политические игры преследуют вполне конкретные бизнес-интересы, однако негативно отражаются на калининградцах и имидже региона. Литовский политолог, директор Института международных отношений и политических исследований Раймундас Лопата именно поэтому называет жителей региона заложниками. «Суть не столько в политических играх и бизнес-интересах, сколько в российском поведении на международном уровне. Факт проведения саммита "восьмерки" в Санкт-Петербурге позволил Кремлю показать свои мускулы», -- заявил "Времени новостей" политолог. Он хотя и надеется на компромисс, но не исключает, что никто в калининградском вопросе уступить не захочет.
Литовский политолог вспомнил о саммите в Санкт-Петербурге. Но ведь еще раньше был саммит с участием лидеров ряда стран бывшего Союза в Вильнюсе, на котором с жесткой отповедью России выступил вице-президент США Ричард Чейни. Многие расценили его тогдашние заявления как намек на возобновление «холодной войны». А к Литве приклеился ярлык «проамериканская». Политолог всякие подозрения в том, что официальный Вильнюс в калининградском вопросе выполняет пожелания Вашингтона, отметает: «Да, как раз перед всеми этими заявлениями наших МИДа и президента были встречи с высокопоставленными американскими политиками. Но подчеркну -- Литва ведет себя автономно».
Предполагается, что все российские проблемы решит грузовая паромная переправа. Однако такая переправа -- больше политический проект, нежели коммерческий. Более долгий срок доставки, поправка на погоду (если в Финском заливе сложная ледовая обстановка, паром в Балтийск вообще может не пойти), не самое выгодное направление транспортировки (у области больше товарооборот с центром, чем северо-западом), прочие издержки отнюдь не радуют грузоперевозчиков. Привычнее работать с железной дорогой. Калининградская железная дорога, например, за прошлый год перевезла 18, 5 млн тонн грузов (90% всех грузоперевозок). А существующая сегодня паромная инфраструктура готова ежегодно доставлять лишь около 1,5 млн тонн.
Того же мнения придерживается и руководитель Калининградского морского рыбного порта Андрей Крайний. «Время и деньги -- вот почему паром невыгоден для бизнеса. Перевозить военные грузы можно. Но коммерческие грузы -- нет. О нефти и нефтепродуктах можно забыть, об угле, коксе, металле -- тоже. Я уже не говорю о калийных удобрениях», -- сказал "Времени новостей" г-н Крайний. Тогда зачем на высшем государственном уровне говорят о пароме, как о равноценной замене железнодорожному транзиту? «Все говорят то, что хочет слышать президент. А если Литва все же пойдет до конца... Это блокада», -- считает портовик.
Нынешнее обострение отношений между Москвой и Вильнюсом по Калининграду не случайность. Оно больше похоже на системный кризис, последствия которого придется испытать на себе всем калининградцам чуть позже. Например, когда Литва вступит в шенгенскую зону.
Вадим СМИРНОВ, Калининград