|
|
N°156, 30 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сливайтесь и поглощайте
Последние события заставляют выйти за рамки уже весьма укоренившейся парадигмы государственного капитализма. Многие эксперты безапелляционно реконструировали государственную экономическую политику, посчитав, что ставка делается на огосударствление бизнеса и создание государственных мегакомпаний. На самом деле основной экономической задачей становится создание российских корпораций, способных конкурировать на мировых рынках за лидерство в отдельных отраслях. Форма собственности при этом отходит на второй план.
В глобальной экономике бизнес уже не может мыслить только национальными масштабами. Поэтому задача государства -- стимулировать создание компаний-чемпионов, которые будут проводить активную экспансионистскую политику, получая как новые активы за рубежом, так и расталкивая своих конкурентов на основных рынках сбыта. Только такой бизнес и способен выжить сегодня.
Обострение борьбы на глобальных рынках становится все более очевидной тенденцией. Традиционных транснациональных монстров со штаб-квартирами в США и Западной Европе начинают «преследовать» не только японские компании, но и «тигры» и «драконы» из Южной Кореи, Китая, Индии и других стран. Пока их присутствие в списке самых дорогих компаний мира не так велико, но тренд обозначен. Причем география экономических гигантов расширяется. В первой полусотне лидеров по капитализации уже есть компании из Бразилии и Саудовской Аравии.
Новые компании начинают агрессивно скупать активы в других регионах, в том числе и на Западе, включая в свои империи европейские и американские предприятия. Достаточно вспомнить историю успеха индийского бизнесмена Лакшми Миттала, чья компания Mittal Steel является одним из лидеров стальной промышленности Европы. А в ближайшей перспективе собирается начать поход в Китай.
В итоге страны Запада вынуждены спешно ограничивать возможности для скупки собственности на своей территории, даже в ущерб экономической выгоде. Самым ярким примером является отказ от продажи Соединенными Штатами компании Unocal Corp. китайской CNOOC в пользу американской Chevron.
Современный бизнес -- это мир постоянных слияний и поглощений. Слияния позволяют решить две основные взаимосвязанные задачи. Первая -- это экономия на масштабе, приводящая к резкому снижению издержек. Вторая -- повышение капитализации корпораций. Это приводит к высвобождению дополнительных финансовых ресурсов, которые тут же направляются на скупку новых активов по всему миру. Эту стратегию используют как старые западные транснациональные концерны, так и относительно молодые восточные корпорации. Выживают только агрессивные экспансионисты, слабые же становятся жертвами поглощений. Для российских компаний тоже наступает момент истины, в каком качестве они будут выступать -- хищников или жертв. От ответа во многом зависит и будущее всей российской экономики. Станем ли мы сильной и конкурентоспособной державой либо же продадим свои активы западным и восточным конкурентам.
Активное проведение IPO российскими компаниями является скорее проявлением слабости. Потому что зачастую это выглядит именно как продажа активов своим глобальным конкурентам. (Некоторым исключением можно признать ситуацию с «Роснефтью», которая хотела получить публичную стоимость компании.) Более выгодной стратегией являются слияния и поглощения на внутреннем рынке с дальнейшим обменом активами с иностранными компаниями, а при наличии ресурсов и их поглощением.
Например, «Газпром» вначале увеличил капитализацию за счет поглощений внутри страны, а затем начал обмен активами с западными компаниям с целью получения собственности в недостающих ему сегментах -- газотранспортной системе в Европе и сбытовых компаниях.
Аналогичные процессы наблюдаются и в других отраслях. В авиастроении происходит создание крупного авиастроительного холдинга, уже после чего состоится продажа блокпакета акций, после чего вырученные средства логично направить на приобретение активов или технологий. Наконец, последняя новость -- возможное слияние двух крупнейших российских алюминиевых компаний, РУСАЛа и СУАЛа (хотя, как мне кажется, в данном случае речь идет именно о поглощении РУСАЛом СУАЛа). Новая компания станет лидером мировой алюминиевой индустрии и создаст хорошую базу для приобретения новых активов для последующей диверсификации. Тем более что у металлургов в последние годы довольно масштабные экспансионистские планы. Не все они реализованы, как показал пример «Северстали», так и не завершившей сделку с Arcelor. Но вторая попытка создать самую крупную мировую компанию в одном из сегментов металлургического бизнеса может оказаться более успешной.
Набирающие мощь российские корпорации могут стать основой экономической экспансии России, что в итоге должно вернуть нас в число лидеров глобальной экономики. Важно только, чтобы они проводили сбалансированную политику, дополняя прорыв на внешних рынках расширением инвестиций внутри страны. Сочетание внутреннего развития с агрессивной внешней политикой способно дать новый импульс экономическому развитию.
Константин СИМОНОВ, генеральный директор Центра политической конъюнктуры