Время новостей
     N°133, 26 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.09.2000
Два большинства
В Югославии побеждают Слободан Милошевич и его противник Воислав Коштуница
Официальные результаты воскресных выборов в Югославии должны быть опубликованы сегодня. Вчера в течение дня представители оппозиции в центральной избирательной комиссии сообщали, что их не допускают к подсчету голосов и что работа комиссии ведется крайне вяло. Вчера вечером она и вовсе разошлась по домам. Между тем и Слободан Милошевич, и лидер оппозиции Воислав Коштуница уже поспешили назвать себя победителями. Избирательный штаб президента Югославии, сообщив результат после подсчета 37% бюллетеней (45% голосов за Милошевича против 40% у его соперника), заявил, что рассчитывает на победу в первом туре. Сторонники Коштуницы утверждают, что их лидер набрал 55 с лишним процентов голосов.

Запад верит оппозиции. Председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы лорд Рассел-Джонстон заявил, что выборы «были сфальсифицированы еще до открытия избирательных участков», но тем не менее победил Коштуница. По мнению главы итальянского МИДа Ламберто Дини, любые попытки Милошевича остаться у власти будут свидетельством "мошеннического поведения" югославского лидера. Так же считает и верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана, который возглавлял НАТО в прошлом году, когда Альянс вел военную операцию в Косове: "Любые попытки сторонников Милошевича провозгласить победу могут быть только подтасовкой". Свою убежденность западные политики объясняют очень высокой явкой избирателей в Югославии, а также свидетельствами оппозиции, проводившей опросы граждан на выходе с избирательных участков. Собственных данных у Запада нет. Наблюдателей ОБСЕ на выборах не было. Единственным местом, где Запад мог хоть как-то отслеживать ход голосования, было Косово, но именно там преимущество Милошевича было ошеломляющим (от 70 до 90%).

Во время вчерашнего визита в Москву канцлер Германии Герхард Шредер обсудил с Владимиром Путиным югославские выборы, а на совместной пресс-конференции двух лидеров заявил, что народ Сербии, "похоже, сделал выбор в пользу демократических перемен". Владимир Путин, возможно, счел неудобным вмешиваться, но зарубежные наблюдатели сочли отсутствие комментария с его стороны знаком согласия с недвусмысленным высказыванием Шредера.

Глава думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин между тем уже заявил в Страсбурге, что выборы прошли без существенных нарушений, и предположил, что судьба президентского поста решится во втором туре. По мнению вице-спикера Госдумы Владимира Лукина, о фальсификациях говорить рано: «Если нет серьезных данных о фальсификации, не надо их изобретать». Лукин считает, что существуют "два ошибочных и крайне опасных сценария развития ситуации: как угроза подтасовки результатов голосования, так и возможность фальсификации данных о такой подтасовке".

Вполне вероятно, что, несмотря ни на что, сегодня Слободан Милошевич объявит о своей победе. Главный вопрос -- как результат выборов повлияет на события в самой Югославии. Если утверждения оппозиции о фальсификациях верны и Милошевич назовет себя президентом -- это будет означать, что он цинично украл победу у своих оппонентов. Такого в новейшей истории Югославии еще не было. С учетом популярности Коштуницы (об этом читайте в материале на стр. 6) это может привести к беспрецедентным акциям протеста по всей стране, и в частности подтолкнуть давно недовольного федеральной властью президента Черногории Мило Джукановича к более решительным действиям по выходу республики из федерации.

Еще менее ясно, чем ответит Запад, если Милошевич останется президентом. Фактически у мирового сообщества осталось только два рычага: ужесточение режима санкций и новая военная операция. Первое возможно -- в настоящий момент реальные проблемы для Белграда представляют такие виды эмбарго, как запрет на поставку в Югославию оружия и заморозка всех зарубежных счетов граждан страны. Теперь Запад может объявить дипломатический бойкот Югославии, запретить воздушное сообщение с ней и т.п., однако это может и не иметь никакого эффекта. До сих пор санкции Запада больше били по народу Югославии, чем по его лидеру. Возможность военной операции тоже под вопросом. Маловероятно, что Билл Клинтон снова -- спустя всего год после войны в Косове -- возьмется спонсировать новую операцию НАТО. Тем более когда до выборов в США, где баллотируется его протеже, вице-президент Альберт Гор, остается меньше двух месяцев.

Евгений АНТОНОВ