|
|
N°154, 28 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Найти талант. И перепрятать
Зачем нужны конкурсы эстрадных исполнителей
Главный секрет популярности у российских телезрителей конкурса песни «Евровидения» заключается отнюдь не в желании поболеть за Билана или Подольскую. Нет, главную интригу, не позволяющую оторвать взгляд от экрана, составляет процедура определения победителей: подсчет голосов, взволнованные участники, которых болтает по «турнирной таблице» после волеизъявления каждой страны, -- дико интересно. Несмотря на то что в музыке не бывает чемпионов, идея открытого соревнования все равно будоражит воображение зрителей, для которых порой любопытнее посмотреть не сборный концерт звезд, а конкурс малоизвестных исполнителей. Добавим, что в советские годы практически на всех -- даже полуподпольных -- рок-фестивалях определяли победителей и призеров, вручали грамоты и кубки.
Похоже, эти времена возвращаются: музыкальных «чемпионатов» становится все больше. Наряду с регулярными реалити-шоу («Фабрика звезд», «Народный артист») и локальными клубными фестивалями на поиск молодых талантов направлены организованные тяжеловесами отечественного шоу-бизнеса конкурсы «Новая волна» и «Пять звезд».
«Новая волна», прошедшая в Юрмале уже в пятый раз, стала за эти годы приятным июльским развлечением поп-тусовки. Дюны и сосны балтийского побережья (а также эфир на федеральном телеканале) привлекают звезд первой величины -- в этот раз даже Энрике Иглесиас отметился, потанцевав на столе жюри, а уж о доморощенных артистах и говорить нечего. Их сборные концерты согласно юрмальскому ноу-хау становились своеобразным разогревом перед выступлениями конкурсантов. Еще одна придумка режиссеров заключалась в том, что, отмечая юбилей сопредседателя жюри «Новой волны» Раймонда Паулса, звезды поменялись хитами: например, вместо Вайкуле и Леонтьева «Вернисаж» пели Ветлицкая и Калныньш, а прежним исполнителям достались другие песни. Что ж, отличный способ продлить еще лет на -дцать жизнь шлягеров -- хороших, но успевших поднадоесть.
А что же конкурсанты? Среди них было немало подающих надежды: большинство из них недурно перепевали кавер-версии мировой эстрадной классики (примечательно, что «таланты» пели вживую, а «мэтры» -- под предварительно записанную фонограмму), однако тур, посвященный собственному репертуару, оказался совершенно провальным, еще раз подтвердив, что на всех «фабрикантов» и конкурсантов не хватает не только хороших, но и просто минимально качественных песен. Жюри отнеслось к этой ситуации снисходительно, стараясь никого не обидеть при выставлении оценок. В тройку победителей вошли темнокожая американка Анжели Ла Роуз, обаятельный итальянец Джанни Фьореллино и трогательная грузинка Софико. Международный статус конкурса такими результатами вполне подчеркнут -- в то же время непонятно, какую пользу (кроме денежных премий, полагающихся призерам) извлекут лидеры «Новой волны-2006» из своих побед. В Америке конкурс неизвестен, в Италии тоже, а раскрутка на просторах СНГ вряд ли входит в число приоритетов гг. Ла Роуз и Фьореллино. Это лишний раз подтверждает, что сама по себе конкурсная победа, кроме «пяти минут славы», мало что значит. Среди предыдущих чемпионов «Новой волны» -- дуэт Smash!!, Ирина Дубцова, латыши Cosmos и Интарс Бусулис. Для первых двух победа стала всего лишь эпизодом в и без того неплохо складывающейся звездной карьере, а «хозяева поля» не очень интересны другим рынкам, кроме прибалтийского. Словом, глупо надеяться на то, что конкурс может радикально изменить жизнь молодого исполнителя, -- по телевизору показали, и ладно: для таких артистов, как российские участники «Новой волны-2006» Дмитрий Ланской и Юлия Валеева, это уже огромное счастье.
Если «Волна» становится, если так можно выразиться, все более международной, то конкурс «Пять звезд» позиционирует себя как конкурс российских молодых исполнителей. В сентябре фестиваль пройдет в Сочи второй раз. Вопрос, зачем нужен еще один похожий конкурс, в условиях жесткой конкурентной борьбы между кланами шоу-бизнеса задавать бессмысленно: «Новую волну» проводит Игорь Крутой, а «Пять звезд» -- «Первый канал», и появилось сочинское состязание как раз в тот момент, когда противоречия между конкурентами стали совсем неразрешимыми. В прошлом году победителями «Звезд» стал дуэт «Сценакардия», звездой первой величины с тех пор, прямо скажем, не воссиявший. Среди других участников «Пяти звезд-2005» были Лера Массква и Алена Высотская -- они сейчас явно более известны, и опять-таки их популярность связана не с конкурсными достижениями, а с работой их продюсеров.
Нынешний конкурс "Пять звезд-2006" вообще-то должен был пройти еще в июле -- в те же сроки, что и "Славянский базар в Витебске". Однако пришлось фестиваль переносить, ибо отборочную комиссию привел в ужас уровень претендентов на участие: во всей России не удалось найти дюжину молодых талантов, которых не стыдно показать в вечернем эфире «Первого канала». Кандидатов на сентябрьскую поездку в Сочи отбирали под чутким руководством Иосифа Кобзона (по слухам, это вызвало ужас некоторых продюсеров, мечтавших пристроить на конкурс своих подопечных). В итоге за победу будут бороться в основном музыканты, уже добившиеся некоторой популярности: Анна Седокова (экс-"ВИА Гра"), Малина группы "ГДР", "Ранетки", Non Stop, экс-"фабриканты" Юлия Михальчик и "КуБа"... Что же, наблюдать за соревнованием известных -- пусть локально -- артистов будет даже увлекательнее.
Кстати говоря, я не удивлюсь, если в погоне за рейтингом телеканалы додумаются до «конкурсов немолодых исполнителей». Чего зацикливаться на «полуфабрикатах»? Пусть на сцене меряются талантом Билан с Глюкозой и Елка с «Братьями Грим», а в жюри оценки им выставляют Меладзе и Агутин. Или наоборот. Вот тогда мы многое узнаем об истинных взаимоотношениях между популярными артистами. А уж если поставить им жесткое условие петь вживую... тогда мы узнаем еще больше.
Алексей МАЖАЕВ