|
|
N°154, 28 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Испании с E.ON безопаснее
Еврокомиссия осудила экономический патриотизм Мадрида
Противостояние между испанским правительством и Европейской комиссией в связи с завершением процесса приобретения испанского энергетического концерна Endesa немецким E.ON вновь обострилось. В пятницу к вечеру Брюссель, как сформулировали еврочиновники, пришел к предварительному заключению, что «большая часть» условий и ограничений, наложенных на сделку испанской государственной комиссией по надзору за энергетической отраслью (СNE), вызывает «серьезные сомнения» с точки зрения совместимости с правовыми нормами Европейского союза. Как подчеркивалось в сообщении Еврокомиссии, действия CNE нарушают установленные правила свободного движения капитала, а это нельзя оправдать аргументами о необходимости обеспечения национальной безопасности. Наложенные со стороны CNE ограничения не отвечают таким целям и не являются соответствующим этому инструментом.
Как известно, Мадрид объяснял свою позицию тем, что Endesa должна остаться испанской, чтобы обеспечить энергобезопасность страны в случае возможного кризиса (см. «Время новостей» от 31 июля). Члены комиссии CNE 28 июля единодушно проголосовали за 19 особых условий и ограничений по сделке, за которую E.ON предстоит выплатить 27,1 млрд евро. В частности, было предписано, что Endesa должна оставаться головной организацией для своих подразделений в Испании на протяжении десяти лет, причем эти подразделения не могут быть ликвидированы. Также комиссия запретила объединение дочерних организаций E.ON и Endesa. Штаб-квартира Endesa по-прежнему должна находиться в Испании. Кроме того, немецкий концерн обязан продать электроэнергетические мощности Endesa в общей сложности более чем на 7600 МВт (сейчас установленная мощность компании составляет около 43 000 МВт), причем в обязательном порядке -- атомную электростанцию Asco I, единственную испанскую АЭС, которая на 100% принадлежит Endesa. В остальных АЭС предписано вывести представителей Endesa из менеджмента. Среди требований содержится также отказ от снабжения электроэнергией Канарских и Балеарских островов, североафриканских эксклавов Испании -- Сеуты и Мелильи.
Позицию испанских властей не поддержали ни в Брюсселе, ни в обеих компаниях. Правление Endesa в начале августа заявило, что намерено обратиться с жалобой на действия CNE в министерство промышленности. Для осуждения протекционизма собственного правительства руководители Endesa нашли достаточно жесткие выражения, назвав ограничения, которые были наложены на сделку с E.ON, «волюнтаристскими, бессвязными и несправедливыми».
У Брюсселя подход к национальной безопасности прямо противоположный, и в применении к сделке E.ON и Endesa это было очевидно давно. В апреле еврочиновники во всеуслышание осудили набирающую силу в странах ЕС практику мер «отечественной экономической защиты» с целью сохранения «общественной безопасности». Пример с вмешательством испанского правительства, которое с точки зрения Брюсселя перешло в своем экономическом патриотизме границы допустимого, постепенно становится «классикой» этого процесса.
Испанским властям отведен срок до 4 сентября, в течение которого они еще могут попытаться переубедить еврочиновников и оставить «удавку» CNE на сделке. Если этого не произойдет, то своим решением Комиссия ЕС может постановить, что Испания нарушила правила контроля над слияниями в экономике, и потребовать снятия наложенных на сделку с Endesa ограничений. Если же Мадрид будет продолжать упрямиться, то на основании этого решения может быть подана исковая жалоба в один из национальных судов Испании. В качестве истца может выступить, например, сам E.ON, который, понятно, не упустит возможности истребовать положенные законом компенсации своих убытков по этому процессу. Кроме того, и сам Брюссель может предпринять в отношении Испании меры в связи с нарушением договора о членстве в ЕС.
Юрий ШПАКОВ, Берлин