|
|
N°201, 31 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Левый Марс
Новый фильм Джона Карпентера показали в Москве
Режиссер Джон Карпентер, несмотря на свою вроде бы однозначную деревообрабатывающую фамилию, все-таки «не просто плотник». Даже в самых неудачных своих картинах он не похож ни на кого, кроме себя самого -- патлатого мизантропа, с легкостью пренебрегающего для достижения своих странных целей и политкорректностью, и канонами жанра, а зачастую и просто здравым смыслом. Но вот чего на самом деле хочет Карпентер -- известно только ему самому. «У фильмов нет посланий. Это не телеграмма», -- говорил режиссер в одном из интервью и имел на это полное право. Впрочем, последняя на сегодня его картина, «Призраки Марса» (а точнее «Призраки Марса Джона Карпентера», как по обыкновению явствует из вступительных титров), оказалась настолько «нетелеграммой», что привела в недоумение даже самых верных адептов режиссера. Нелегко ругать любимого постановщика, но приходится -- более бессмысленного продукта Карпентер, пожалуй, никогда еще не выдавал.
К 2176 году на Марсе обосновались около миллиона земных колонистов, причем живут они почему-то под матриархатом. Есть там, разумеется, и полиция, которую тоже возглавляют сильные женщины, этакие Аэлиты без страха и упрека. На сей раз команда марсианских полицейских должна перевезти из одной тюрьмы в другую опасного преступника Уильямса, которого обвиняют в массовых убийствах. Прибыв на место, полицейские обнаруживают, что Уильямс хоть и преступник, но по большому счету ни при чем -- к убийствам он не имеет отношения, а все кровавые безобразия творят сами колонисты, в которых вселились таинственные марсианские призраки. Так что служителям инопланетной законности ничего не остается как объединиться с заключенным и принять бой.
Фильм довольно прихотливо выстроен, он состоит из череды флэшбеков-воспоминаний главной героини, офицера Мелани Баллард (Наташа Хенстридж, которой и самой уже приходилось играть нечто из открытого космоса в двух сериях «Особи»), рассказывающей специальной комиссии о том, что на самом деле произошло в марсианском Слепящем Каньоне. Но даже отсутствие линейного повествования не может скрыть отсутствия мало-мальского смысла и концепции. Есть сумбурный и до обидного несуразный дайджест привычных карпентеровских приемов и тем. Откуда, собственно, взялись призраки, рассказывается впопыхах (опять-таки с помощью флэшбека): некая археологиня потрогала древнюю стену с письменами, стена рассыпалась, и наружу вылетела красноватая газообразная субстанция, подозрительно напоминающая такую же субстанцию (только зеленую) из раннего, не более удачного карпентеровского фильма «Князь тьмы». Все остальное время занимают кровавые побоища между полицейскими и одержимыми колонистами, которых возглавляет монстр, похожий одновременно на полуразложившегося Мэрелина Мэнсона и монстра Эдди с обложек хэви-метал-дисков группы Iron Maiden. Сами же битвы напоминают безупречные боевые сцены из карпентеровских же «Вампиров», с той только разницей, что там все было куда весомее, грубее и зримее. Рэпер Айс Кьюб, сыгравший невинного убийцу Уильямса, тщетно пытается изобразить из себя Змея Плисскина, героя побегов из Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, которого у Карпентера неизменно играл Курт Рассел. Но даже будучи вынесен в самое начало вступительных титров, Айс Кьюб ничего не играет, а валандается где-то на периферии, чтобы будто черт из табакерки выскочить в самом финале и окончательно все перепутать.
Единственное, что удалось в «Призраках Марса», так это саундтрек, написанный самим Карпентером. Тяжелая и тревожная музыка безупречно передает и нарастающее напряжение, и кровавый беспредел битвы не на жизнь, а на смерть, и все остальное. Вот только на экране этого либо нет вообще, либо представлено в формах совсем уж несерьезных. Потому отправляющимся на «Призраков Марса» можно посоветовать покрепче зажмурить глаза и воспринимать происходящее просто как радиоспектакль. Страшную музыкальную сказку.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ