|
|
N°153, 25 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Нет в Грузии русофобии, есть проблемы в политике»
В ближайшие дни Грузия допустит военных наблюдателей ООН в Кодорское ущелье. Они ознакомятся с ситуацией, сложившейся после полицейской операции, проведенной грузинскими властями в этом регионе Абхазии в конце июля. Однако к мониторингу не допустят российских миротворцев, которые ранее обычно сопровождали международных наблюдателей. Об этом собственному корреспонденту «Времени новостей» Михаилу ВИГНАНСКОМУ рассказал секретарь совета национальной безопасности Грузии Константин КЕМУЛАРИЯ.
-- В группе наблюдателей ООН, которая проведет мониторинг Кодорского ущелья, будут и российские представители. Что касается российских миротворцев, то у нас есть все основания не допускать их. Мы ставим под сомнение их объективность. Представители Вооруженных сил России, которые участвуют в миротворческих операциях в Грузии, явно симпатизируют сепаратистам. Мы видим, что российские миротворцы не препятствуют проникновению в Абхазию и Южную Осетию «добровольцев» из России, которые в самой России считаются проходимцами и вооруженными преступниками.
-- В августе в Тбилиси прошла встреча военных организации ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), которые обсудили возможность создания миротворческого батальона. Это замена российским миротворцам?
-- ГУАМ -- серьезная региональная организация, которая, я уверен, вскоре будет расширена. Сейчас в деловую фазу технического решения входит вопрос создания в ГУАМ международных миротворческих сил. Они будут сформированы в ближайшее время, это будет большой победой. Ведь СНГ не смогло создать такие силы. В Абхазии под эгидой СНГ с 1994 года присутствуют только российские военные. В миротворческом контингенте ГУАМ будут представлены интересы не одного государства, а четырех. На прошлой неделе в Москве на переговорах по грузино-осетинскому урегулированию ОБСЕ поддержала предложение Тбилиси подключить к урегулированию другие страны, международные организации.
-- Что увидят наблюдатели ООН в Кодори?
-- Там совершенно спокойно, идут восстановительные работы, развивается инфраструктура. Мы надеемся, что Кодорское ущелье, Верхняя Абхазия, теперь станет примером строительства, спокойствия, соблюдения правопорядка. Наши абхазские коллеги и друзья сами смогут в этом убедиться, если побывают там. Легитимные правительственные структуры, которые начнут работать в Кодори, будут совершенно открыты для диалога с международными организациями и абхазскими коллегами. Все основные вопросы будут рассматриваться именно там. Правительство в Кодорском ущелье будет участвовать в переговорном процессе и, самое главное, принимать решения. Это легитимное правительство, которое будет уже находиться на территории Абхазии. Если какая-то группа сепаратистов этого не желает, то это абсолютно ничего не заблокирует. Триста тысяч беженцев из Абхазии, безусловно, должны вернуться, и они будут как раз работать с легитимным правительством, которое по всем международным нормам заслуживает, чтобы с ним разговаривали. Сухуми тоже обязан с ним разговаривать. Местом такого общения и будет Верхняя Абхазия.
-- Операция в Кодори вызвала критику не только Сухуми, но и Москвы, заявившей, что Грузия, вводя в ущелье войска, нарушила международные соглашения.
-- Мы все делаем по генеральному плану мирного урегулирования. Этот план известен всем международным организациям, российским коллегам, абхазам и осетинам. Речь должна идти об урегулировании конфликта между Россией и Грузией, к сожалению. Это политический конфликт, не межнациональный или межрелигиозный. Кстати, на Кодорское ущелье не распространяется зона безопасности, определенная для российских миротворцев Московским соглашением 1994 года -- по 12 км в обе стороны от реки Ингури. С этой зоной безопасности тоже необходимо принимать специальные решения по согласованию с международными организациями. В Кодори до сих пор было много криминальных элементов. Не только местных, но и абхазских, российских, из других стран.
-- Какова роль России в урегулировании конфликтов?
-- Грузия не закрыта ни для России, ни для любого государства, которое будет к нам дружески настроено и не вынашивает враждебных планов. Российские бизнесмены занимают первое место в приватизации в Грузии, в том числе в стратегических отраслях. Если для бизнеса России мы открыты, как может Грузия не любить Россию? Нет в Грузии русофобии! Есть проблемы в политике -- но это оттого, что в наши дела грубо вмешиваются.
Мешают заявления некоторых представителей правительства России, силовых структур -- о какой-то защите своих граждан, о том, что может быть применена военная сила. Но я думаю, это временно. Я уверен, что российско-грузинские отношения улучшатся. Мы в этом кровно заинтересованы. И чем принципиальнее Грузия будет отстаивать свои национальные интересы, тем скорее это улучшение может произойти, как это сейчас парадоксально ни звучит. В интересах России иметь такое хорошо развитое демократическое государство по соседству.
-- В Тбилиси на днях побывали американские сенаторы. Что советуют Ричард Лугар и его коллеги по поводу отношений с Россией?
-- США рядом с нами, помогают повышать боеготовность армии, развивать экономику, строить демократические институты. Это настоящие друзья! Они советовали и советуют построить нормальные, добрососедские отношения со всеми нашими соседями, в том числе с Россией.
К сожалению, сейчас в России есть силы, которые мечтают сместить руководство Грузии. Мятеж в Кодорском ущелье был частью плана по созданию в Грузии новой горячей точки, «второго фронта». По этим замыслам нынешней осенью планировалось сменить руководство Грузии, привести к власти более лояльное этим силам правительство. Но реализовать заговор против грузинского государства не получилось. Мы восстановили правопорядок за 48 часов.
Нет условий в Грузии для того, чтобы к власти пришел открыто пророссийский политик. Тем более в условиях, когда наше вино запрещают, когда оказывается, что боржоми нельзя пить или зелень поставлять. Будут пытаться еще раз... Но эти «герои» должны знать, что ничего не выйдет. Лучше с нами дружить, чем вредить.
|