|
|
N°132, 25 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пусть будет как будет
Запад ждет, чем закончится балканская драма
О сегодняшней ситуации в Югославии Запад знает наверняка три вещи: Слободан Милошевич не может честно победить на выборах, при любом исходе голосования он не уйдет со всех занимаемых постов, а также то, что ни при каком варианте развития событий новой военной операции НАТО не будет. Каким именно образом реагировать на все это, на Западе не имеют ни малейшего представления.
О кризисе западной политики в отношении Югославии говорят давно, но эти разговоры никогда не были так близки к истине, как теперь. Продвинутые демократические режимы перепробовали практически все мыслимые варианты -- и все тщетно. Объявление Югославии страной-парией и введение против нее еще в 1992 году санкций привело только к усилению режима Милошевича, против которого это эмбарго в принципе и задумывалось. Точно такой же результат дало военное вмешательство сначала в Боснии, а потом в Косове. Многолетние попытки организовать свержение Милошевича силами югославской оппозиции тоже не имели эффекта. США затратили на помощь оппозиции более 77 млн долл. -- для того, чтобы сегодня с грустью констатировать, что хотя оппозиционный кандидат Воислав Коштуница, по всем раскладам, должен выиграть, победителем все равно окажется Слободан Милошевич.
«Грубо говоря, перед США сегодня стоит та же дилемма, что и в отношении Ирака после войны в Заливе, -- размышляет в субботней передовице The Washington Post. -- Проведя успешные войны и едва не свергнув, соответственно, Милошевича и Саддама Хусейна, Соединенные Штаты сделали ставку на оппозицию. За неимением лучшей стратегии руководство США лелеет надежду на то, что крупномасштабные махинации Милошевича на выборах спровоцируют недовольство гражданских и армии, что ускорит свержение диктатора».
«Больше всего беспокоит то, что США и европейские страны не знают, что делать, если в результате выборов снова вспыхнет насилие в Черногории, Косове или даже самой Сербии, -- пишет Time. -- Западу снова приходится реагировать на шаги Милошевича. Когда НАТО пошло с войной на Милошевича, оно явно не представляло, куда влезает. Когда югославский лидер внезапно ушел из Косова, Альянс совершенно не знал, что делать с Косово и самим Милошевичем. Сейчас они снова не готовы. У них нет выбора, кроме как сидеть и ждать, чем все закончится».
Как ни странно, но такая выжидательная позиция, в сущности, выгодна Западу. Воислав Коштуница вовсе уж и не так устраивает Запад, как это может показаться. Жесткие высказывания лидера Демократической партии в адрес НАТО, его отказ выдать международному трибуналу в Гааге осужденных за военные преступления Слободана Милошевича и Ко -- все это не настраивает западные страны на оптимистический лад. Представители Белого дома уже заявили, что даже в случае прихода Коштуницы к власти санкции с Югославии автоматически сняты не будут: Вашингтон хочет сначала дождаться «реальных подвижек» в демократизации югославского общества.
И даже, казалось бы, самый лучший, но маловероятный вариант -- избрание Коштуницы, который на поверку окажется настоящим демократом, и уход Милошевича -- при ближайшем рассмотрении должен принести Западу гораздо больше минусов, чем плюсов. США и ЕС уже давно пообещали подключить Югославию к своему «Плану восстановления Балкан», как только к власти в Белграде придет демократически настроенный политик. То есть в этом случае Западу придется заняться восстановлением разрушенной им самим во время косовской кампании Сербии. На это нужен не один миллиард долларов, и совершенно неясно, кто будет их платить. США считают, что основное бремя расходов должен понести ЕС (поскольку Вашингтон оплачивал бомбежки), а ЕС -- что США (поскольку Америка богаче). Долгожданный выход Югославии из международной изоляции поставит перед Западом необходимость определиться -- к чему он, судя по всему, не готов.
Получается, что Западу действительно остается только ждать, чем закончится очередной политический кризис, к которому неминуемо приведут выборы. Спустя десять лет после начала распада Югославии, которые были наполнены внушительными дипломатическими победами и поражениями, кровавыми трагедиями и настоящими войнами, мировому сообществу остается лишь расписаться в собственном бессилии.
Максим МАКСИМОВ