|
|
N°153, 25 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Портрет мамонта по кончику хобота
Зачем США засекретили данные о своем ракетно-ядерном арсенале времен «холодной войны»
Администрация Джорджа Буша начала присваивать гриф строгой секретности данным об американском ракетно-ядерном арсенале времен «холодной войны». Этими данными Соединенные Штаты прежде делились с Советским Союзом. Теперь же, по данным Архива национальной безопасности США, министерствам обороны и энергетики предписано считать «строго засекреченными» число старых стратегических ракет, таких, как «Минитмен», «Титан-2», и прочих. Приказано также изъять все сведения о них из библиотек, где они хранились в открытом доступе.
Архив национальной безопасности -- это исследовательская организация, при которой находится специализированная библиотека, одновременно входящая в структуру Университета Джорджа Вашингтона. Сведения в библиотеке хранились в открытом виде. Американские исследователи уже выразили обеспокоенность склонностью администрации Буша к секретности. Весной этого года оказался вовлечен в подобный скандал и государственный Национальный архив, который обнародовал сведения о программе, в соответствии с которой ЦРУ, командование ВВС и другие агентства изъяли тысячи документов из открытых фондов.
Два случая -- это уже тенденция. Что за ней стоит, какой смысл секретить всем известные сведения? Об этом военный обозреватель «Времени новостей» Николай ПОРОСКОВ расспросил известных российских экспертов.
"Мы тоже не раскрываем детали модернизации наших ракет"
Владимир БЕЛОУС, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, генерал-майор:
-- После того что о стратегических вооружениях США было опубликовано во всем мире, а особенно в России, этот шаг кажется странным и непонятным. В 700-страничном Договоре о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-1) 1991 года подробно описано, что за изделие, сколько на ней боевых блоков, какова их мощность, даны точные географические координаты каждой ракеты. То есть стороны положили карты на стол.
-- Но ведь были и другие, более современные соглашения. Например, Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), который за его некоторую необязательность называют джентльменским соглашением.
-- Это самый короткий договор -- всего две страницы. Основная его цель -- ограничить верхний потолок количества боезарядов до 1,7--2,2 тыс. у каждой стороны. А структура, состав стратегических ядерных вооружений остаются на усмотрение каждой стороны. И вот здесь Соединенные Штаты могут делиться с нами некоторыми сведениями не полностью. Так же, впрочем, как и мы. Договор СНВ-1 действует до 2009 года, после чего оговоренная в нем система контроля прекращает существование. Возможно, в связи с этим предается забвению все ранее достигнутое.
-- Может быть, тяга к секретности связана с новыми тенденция в ракетно-ядерном потенциале США. В частности, с намерением делать ядерные субкилотонные мини-заряды?
-- Сведения об этом широко публикуются, в том числе о зарядах, приникающих в заглубленные укрытия. О том, что бомбе Б-61 американцы стараются придать способность проникновения в толщу земли, тоже известно. Как и новой модели Б-61-10. Суть может быть вот в чем. США сейчас сокращают количество ядерных боезарядов -- в основном снижая их количество на носителях. На пятистах ракетах «Минитмен-3» у них сейчас по три боевых блока, а в соответствии с СНВ будет по одному. Снятые блоки переводятся в оперативный резерв. Он может быть быстро использован для довооружения. Другими словами, боевые ядерные блоки будут возвращены на ракеты-носители в случае возникновения опасной ситуации. На это уйдет несколько часов.
-- Эта тысяча блоков с «Минитмен-3» может быть поставлена и на другие носители?
-- В сентябре прошлого года США сняли 500 блоков с 50 ракет MX -- на каждой было по десятку. Эти блоки вполне могут поставить на те же «Минитмен-3». Но снятие с вооружения ракет МХ вовсе не означает их уничтожение. Хранятся ступени ракет, место их базирования -- инфраструктура, боевое управление, средства транспортировки -- сохраняются. Есть и условия для оперативного развертывания либо самих МХ, либо из этих же мест при некотором усовершенствовании «Минитмен-3». Все это говорит о том, что, возможно, американцы более внимательно и решительно приступают к созданию оперативного резерва. Они уже предпринимают меры, чтобы сократить срок подготовки полигона Невада к проведению испытаний. Сначала фигурировали два года, затем речь пошла о 18 месяцах, а сейчас и вовсе о годе. К этому времени должны быть готовы и национальные лаборатории, на службу в них, а также в полигонные службы должны быть приняты молодые талантливые ученые. А началось все это примерно с 2002 года, когда были выработаны новые подходы к ядерной стратегии.
-- Вы говорили о «Минитменах». Им недавно продлены сроки эксплуатации до 2015--2020 годов...
-- Да, выделены деньги на модернизацию и совершенствование этих ракет -- для повышения надежности, безопасности, эффективности. Возможно, в связи с этим и идет засекречивание. Мы ведь тоже не раскрываем детали модернизации наших ракет.
"Скрыть истину в ядерных делах практически невозможно"
Виктор ЕСИН, бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения, генерал-полковник:
-- Удивлен этим шагом американцев. Все данные, которые они намерены засекретить, опубликованы в открытых договорах, соглашениях, в средствах массовой информации. Хотя к договорам имеются конфиденциальные приложения. В частности, меморандум к Договору СНВ-1, где предусмотрен ежегодный обмен данными между США и Россией.
-- Может быть, США дали в СНВ-1 не все сведения и теперь, при обострении обстановки, заметают следы?
-- Не думаю, поскольку скрыть истину в ядерных делах практически невозможно: есть технические средства разведки, в том числе и космические, есть взаимные проверочные комиссии. В Советском Союзе при Горбачеве был небольшой скандальчик, когда в на полигоне в Плесецке обнаружились 42 пусковые установки «Темп-С», ранее не заявленные. Установка «Темп» принадлежала к Ракетным войскам сухопутных войск и была заявлена в договорах. А «Темп-С», принадлежавшие РВСН, не были полностью развернуты, находились на хранении. Тем не менее американцы об этом узнали. Мы вынуждены были впоследствии представить данные о «Темп-С». Также и американцы вряд ли что-то могли скрыть. Разве что характеристики оружия.
"Ужесточение режима секретности связано с антитеррористической борьбой"
Александр ВЛАДИМИРОВ, вице-президент Коллегии военных экспертов, генерал-майор:
-- Это ужесточение режима секретности связано с антитеррористической борьбой. Боевые заряды у американцев где-то складированы, и эти склады -- объект потенциального нападения террористов. Им не нужно давать координат мест складирования. Во-вторых, американцы, возможно, пытаются запутать разведку и экспертное сообщество относительно начатой ими переброски ядерных частей и их носителей, а также создания новых объектов. Ко всему прочему США в соответствии с доктринальными документами последнего времени переходят от моноблочных боеголовок к многозарядным.
Вполне возможно, США стали больше внимание уделять тактическому ядерному оружию как оружию поля боя -- с дальностью действия от 5 до 50 км от линии соприкосновения с противником. В общевойсковой армии, где я был начальником штаба, на вооружении состояло около тысячи носителей тактического ядерного оружия, включая 152-мм гаубицу. У американцев в подобном воинском формировании, думаю, было не меньше.
"Это отвлекающий маневр"
Валентин БЕЛОКОНЬ, академик Академии космонавтики, Международной академии прогнозирования:
-- Это может быть отвлекающий дезинформационный шум -- как часть психологической войны: мол, что-то делается новое у них в ракетно-ядерной сфере. Не число боеголовок и не количество носителей нежелательно для освещения и соответственно анализа, а некий скрытый сценарий, сопутствующий этой дезинформации.
-- Есть какие-то исторические аналогии?
-- Когда Рузвельт понял, что может быть создана атомная бомба, из всех библиотек мира официально и неофициально были изъяты существенные статьи в открытых журналах на эту тему. Агенты буквально ходили по библиотекам с ножницами. На эти статьи было впредь приказано не ссылаться. И это направление -- атомное -- в науке было закрыто. Нынешнее рекламное засекречивание, я думаю, есть некий отвлекающий маневр -- увести внимание от того, что на самом деле надо искать. Может быть, попутно с засекречиванием ракетно-ядерной тематики изъяли что-то другое. Будь я главой ФСБ, направил бы своих сотрудников искать, что параллельно американцы изымают из открытого доступа.
Америка сейчас резко наращивает производство боеголовок, и нежелательно называть, пусть еще раз, заводы-изготовители и фирмы-разработчики, даже не обязательно ядерные. Нынешняя засекреченность наводит на мысль об аврале гонки вооружений. В частности, США будут реализовывать направление миниатюризации ядерных зарядов. Для американцев логично было бы все учтенные и неучтенные боеголовки раздробить на части и с помощью более эффективного сжатия перейти к более мелким по весу, но достаточно мощным по силе взрыва частям.
-- А могут США боеголовки поставить на старые носители?
-- Очень хороший вопрос, на который есть очень хороший ответ: да, могут, но не для себя. Я думаю, что США на случай большой войны, скажем против арабов, имеют план вооружить своих союзников, чтобы отвести удар от себя. Если более конкретно, вооружить не только Израиль, а нескольких союзников. Эта модель была запланирована много лет назад, когда США хотели противопоставить ядерному вооружению Китая аналогичное вооружение прилегающих к нему стран, в том числе Тайваня. Вооружение Тайваня ядерным оружием аналогично оснащению таким же оружием Израиля. Израиль ведь не испытывал ядерного оружия, значит, оно ему подарено. Несколько менее вероятный вариант -- вооружение американцами Японии. Япония никогда не сможет смириться с тем, что Тайвань имеет ядерное оружие, а она нет. Плюс дутая угроза со стороны Северной Кореи.
Следующие кандидаты для подарка им атомного оружия -- Австралия, а в Европе Италия, Испания и Турция. И все крики по поводу того, что в ближайшее время Иран сделает атомную бомбу, указывают не столько на опасность, сколько на повод вооружить упомянутых союзников. По моим прогнозам, Иран произведет бомбу скорее типа уранового «Худыша», сброшенного на Хиросиму, нежели плутониевого «Толстяка», сброшенного на Нагасаки. В этой стране в течение полугода в центрифугах по курятникам и туалетам смогут наклепать десяток таких бомб. Америка уже смирилась с этим и думает, как бы в ответ на дюжину иранских и пяток северокорейских бомб дать Тайваню сто, а Японии триста бомб, если не больше. У Японии уже накоплены сотни тонн плутония якобы для АЭС. Раздача ядерного оружия -- это жесткий вариант. В мягком могут быть старые американские ракеты, оснащенные обычными боеголовками. Это как раздача Ираном старых ракет старых друзьям.
-- Как России реагировать на эти шаги Америки?
-- Позвонить Кондолизе Райс и спросить, что делать. Или снабдить Индию, которая никогда на нас не нападет, секретом водородной бомбы. Снабдить из-под полы, сопровождая все это дезинформационным шумом типа глобального засекречивания всего и вся. Или начать переговоры со Швецией, которая всю жизнь борется за свою самостоятельность, и ценой передачи ядерного оружия сделать ее своим союзником. Я думаю, нечто подобное было сделано советским лидером Никитой Хрущевым для выхода Франции из НАТО в 60-х годах прошлого века. Обладание Францией термоядерным оружием -- большая загадка для физиков, до сих пор не разрешенная.
-- Не много ли международных сценариев, навеянных одним весьма сомнительным действием?
-- Есть такое выражение: восстановить мамонта по кончику хобота. В нашем случае кончик хобота -- нынешнее засекречивание США, а мамонт -- Америка в ближайшее же время круто возьмется за атомное вооружение своих союзников.
|