|
|
N°152, 24 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Письмо солдата
Врачи вновь вступились за Андрея Сычева
На продолжающихся в Челябинском гарнизонном суде слушаниях по делу искалеченного рядового Андрея Сычева произошел новый неожиданный поворот. Несколько дней подряд в зале звучали только опровержения версии прокуратуры, обвинения в адрес следователей в фальсификации дела и упреки в отношении самого пострадавшего рядового в отсутствии личной гигиены. Но вчера все изменилось: история снова описывалась так, как звучала в материалах СМИ в начале года.
Напомним, сразу после новогодних праздников стало известно о ЧП в Челябинском танковом училище, где в ночь на 1 января, по данным прокуратуры, младший сержант Александр Сивяков разбудил рядового Сычева и заставил сидеть три часа на корточках, периодически пиная по голени. Через несколько дней молодой человек не мог ходить, был госпитализирован в гражданскую больницу, врачи которой во время осмотра состояние ног солдата оценили как критическое и ради спасения жизни больного ампутировали их. Сейчас рядовой находится в военном госпитале им. Бурденко, и врачи собираются его выписывать, а в Челябинском гарнизонном военном суде рассматривается уголовное дело, возбужденное по событиям той ночи.
С прошлой недели свидетели, вызванные адвокатами Сивякова, сообщали о том, что ни одна из трех проверок училища не подтвердила версию прокуратуры, на всех солдат «давили» и требовали оклеветать Сивякова, медсестра военной части убеждала, что Сычев был неряшлив и еще накануне ЧП его здоровье вызывало подозрения, а врач госпиталя им. Бурденко винил своих гражданских коллег из Челябинска в неправильном лечении, приведшем к ампутации. Обо всем этом стало известно пострадавшему, который направил в суд открытое письмо. С него и началось вчерашнее заседание.
«Я сильно переживаю, и мне очень обидно, что моих сослуживцев заставляют в суде говорить неправду. Я не обижаюсь на них, я понимаю, что им еще дальше служить и поэтому они вынуждены давать такие показания», -- говорилось в письме рядового Сычева. При этом он описал и события 31 декабря, когда, как говорилось в суде, во время уборки туалета он оказался в тапках, а не в сапогах, как его сослуживцы. Эту деталь активно использует защита Сивякова, доказывая, что либо проблемы с ногами у Сычева были давно, либо он простудился во время уборки. «Точно помню, что в умывальнике было не холодно, чуть прохладнее, чем в расположении роты, но не сильно, -- вспоминает в письме рядовой. -- По крайней мере я был в тапочках, и мне не было холодно. Я утверждаю, что никто в этот день не заставлял нас надевать сапоги во время уборки. Если бы ноги у меня замерзли, я бы надел сапоги, которые, к сожалению, я сейчас надеть не могу».
Затем на процессе выступил лечащий врач Сычева из челябинской больницы скорой помощи №3 профессор Арнольд Астахов. Он также выступил с обращением от персонала медучреждения, письменно восстановившим январские события. «7 января Сычев поступил к нам в крайне тяжелом состоянии. Он мог умереть в любой момент. Однако нам удалось сохранить ему жизнь», -- пишут врачи и напоминают, что они изначально были против перевозки пациента в Москву, поскольку транспортировка могла только ухудшить его состояние. Во время допроса г-н Астахов продолжил критиковать представителей госпиталя им. Бурденко, поставивших под сомнение профессионализм челябинских медиков. Он вспомнил, что приехавший в больницу начальник госпиталя Вячеслав Клюжев не давал никаких советов относительно программы лечения пострадавшего. Поставленный же диагноз «тромбофилия», который г-н Клюжев считает причиной ЧП, Арнольд Астахов ставит под сомнение -- в мировом классификаторе нет такого заболевания.
Последним аккордом стал допрос главного судебного эксперта Центра судебно-медицинской экспертизы Министерства обороны РФ Виктора Колкутина. Давая оценку работе челябинских врачей, он сразу признал, что «лечение Сычева не было и не могло быть идеальным, однако оно было адекватным и полноценным». Поскольку у пациента положительная динамика развития болезни, значит, решения, принятые в Челябинске, оправданны. Г-н Колкутин отметил, первопричиной заболевания Сычева стал ишемический венозный тромбоз, который обусловлен отсутствием оттока венозной крови из конечностей при сохранении артериального кровотока. Отсутствие оттока возможно в том числе, когда человек долгое время находится в позе глубокого присяда. Все истории о том, что причиной заболевания могло стать нарушение гигиены, дефект ногтя на левой ноге, г-н Колкутин отвергает -- воспалительного процесса не наблюдалось.
На просьбу дать оценку заявлениям сотрудников госпиталя им. Бурденко высокопоставленный сотрудник Минобороны сказал: «Я не могу как-либо оценивать слова врачей госпиталя им. Бурденко. Чужая душа -- потемки. Однако могу сказать, что наша комиссия в ходе расследования развития и причин болезни пришла к другому выводу, который не совпадает с мнением военных врачей госпиталя».
После этого сам суд принял решение вновь отложить до четверга рассмотрение ходатайства о новом, уже пятом по счету медицинском обследовании Андрея Сычева, поданное адвокатами Александра Сивякова. Обвинению и защите предложено подготовить все аргументы за и против, чтобы озвучить их в ходе процесса.
Михаил ВЬЮГИН, Екатеринбург