|
|
N°152, 24 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иранская шарада
Москва и Пекин довольны ответом Тегерана
Россия и Китай вчера приветствовали появившийся накануне ответ Ирана мировому сообществу. Москва и Пекин увидели в позиции Тегерана стремление к всесторонним переговорам и подтверждение правильности их собственной линии на урегулирование иранской ядерной проблемы исключительно политическими средствами. Этот оптимизм подогревает заинтересованность обеих стран в долгосрочном торгово-экономическом сотрудничестве с Ираном. Российские специалисты завершают строительство Бушерской АЭС и надеются выиграть тендеры на сооружение в Иране новых энергоблоков. Китай в значительной степени зависит от поставок иранской нефти.
Официальный представитель МИД России Михаил Камынин подчеркнул вчера, что российская сторона вместе с партнерами по «шестерке» (в лице США, Китая, Великобритании, Франции и Германии) «приступила к проработке ответа иранцев». По его словам, «очень важно понять нюансы, нащупать конструктивные элементы, если таковые имеются, определиться, возможно ли дальше работать с Тегераном на основе известных предложений шести государств». Дипломат напомнил, что «говорить о каких либо санкциях в отношении Ирана преждевременно, так как срок, отведенный резолюцией Совбеза ООН №1696, еще не истек».
Китай также настроился на обстоятельное изучение иранских предложений. МИД КНР заявил, что «поиск мирного решения иранского ядерного вопроса посредством дипломатических переговоров является лучшим выбором, отвечающим интересам всех заинтересованных сторон».
Глава комитета по международным делам российской Госдумы Константин Косачев в беседе с «Временем новостей» подчеркнул, что сейчас необходима «самая тщательная экспертиза иранского ответа», ведь «дьявол порой кроется в деталях». «Только после взаимного обмена мнениями можно будет принимать дальнейшие решения», -- считает депутат. «Целью международного сообщества является желание не во что бы то ни стало наказать Иран, а прежде всего добиться его доброго согласия на взаимодействие с МАГАТЭ», -- убежден г-н Косачев.
В начале июня «шестерка» предложила Ирану приостановить работы с ураном в обмен на широкомасштабную технологическую помощь. А в конце июля Совбез ООН обязал Тегеран сделать это к 31 августа. Иран ответил «шестерке» во вторник, но урановое обогащение не остановил.
В итоге Тегерану удалось сохранить поддержку со стороны России и Китая -- двух постоянных членов Совбеза ООН -- и загнать своих западных оппонентов в цейтнот. Иран изучал предложения «шестерки» два с лишним месяца. У «шестерки» на иранский ответ осталось не более недели -- срок, отведенный Тегерану Совбезом ООН, истекает в следующий четверг.
По данным «ВН», Иран посулил «шестерке» взять обязательство не обогащать уран выше уровня 5%, что не позволит использовать его в военных нуждах, а также расширить доступ инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты. Вчера иранская газета «Техран таймс» допустила возможность новых уступок в вопросе обогащения. Она сообщила: «С технической точки зрения приостановка Ираном деятельности в ядерной области не означает лишения страны атомной индустрии. После того как страна обрела знания, технологии и оборудование, она уже не потеряет их в случае приостановки работ».
У Тегерана уже появились новые друзья. Представитель канцелярии испанского премьера Максимо Кахаль заявил вчера, что «Ирану следует предоставить возможность работать над собственной ядерной программой». Испанский МИД подтвердил, что «речь идет о существенном повороте во внешней политике Испании».
В Вашингтоне пока не склонны менять позицию. Госдепартамент США вчера заявил, что продолжает изучать иранский ответ. Однако уже сейчас госдеп видит, что он «не в полной мере соответствует условиям Совбеза ООН». Вчера же комитет по разведке палаты представителей конгресса США сообщил, что Иран по-прежнему представляет для США «стратегическую угрозу».
Петр ИСКЕНДЕРОВ