|
|
N°151, 23 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Почем рубль лиха
Президент просит срочно замедлить темпы укрепления национальной валюты
Владимир Путин призвал правительство и ЦБ принять меры для сдерживания темпов укрепления курса рубля. «Статистика и реальное положение в экономике показывают, что укрепление рубля может быть критическим в этом году для нашей национальной экономики», -- заявил вчера г-н Путин на встрече с министром финансов Алексеем Кудриным. По мнению опрошенных газетой аналитиков, резкое заявление президента поможет г-ну Кудрину отстоять в Думе бюджет-2007, а также заставит ЦБ пересмотреть свою кредитно-денежную политику на будущий год.
Встреча президента с министром финансов произошла всего за три дня перед внесением в парламент проекта бюджета. Как известно, одна из неизбежных проблем, с которыми столкнется Минфин в Госдуме, -- это требование депутатов повысить расходы за счет поступающих в страну нефтедолларов. Глава Минфина прекрасно понимает, что в предвыборный год ограничить расходы очень трудно, практически невозможно, однако при каждом удобном случае не устает напоминать об опасностях для экономики неконтролируемых бюджетных трат. Очевидно, что для очередного такого напоминания и были использованы заявления о сильном рубле как о главном враге экономического роста. И президент, похоже, поддержал министра. Очевидно, что накануне обсуждения бюджета депутатами г-ну Кудрину было бы очень кстати иметь союзника в лице Владимира Путина.
«Как только правительство увеличит расходы за счет нефтегазовых доходов, такое дополнительное укрепление (рубля. -- Ред.) может случиться», -- сказал вчера г-н Кудрин. По его словам, Минфин подготовил предложения по более строгому ограничению расходов, связанных с доходами от нефти. Это, как сказал министр, «главная мера по предотвращению укрепления рубля».
Недопущение роста расходов и, как следствие, снижение темпов укрепления рубля позволят российским производителям оставаться относительно конкурентоспособными в условиях по сути открытого рынка (который станет еще более открытым после вступления России в ВТО), когда потребители все чаще делают выбор в пользу импорта.
По мнению старшего экономиста ФК «Уралсиб» Владимира Тихомирова, темпы укрепления рубля действительно серьезно влияют на состояние российского реального сектора экономики. После дефолта 1998 года, когда курс доллара вырос в несколько раз и покупать импортные товары могли лишь наиболее обеспеченные граждане (реальные доходы россиян упали на 40%), российская промышленность, вставшая на путь импортозамещения, показывала высокие темпы роста. Однако сейчас из-за укрепления рубля рост реального сектора уже не тот, каким был пять-шесть лет назад. Более того, в последнее время ситуация меняется на противоположную: падение доллара делает импортные товары все более привлекательными для потребителей. Достаточно посмотреть, какими темпами увеличивается предложение зарубежных товаров на российском рынке. В 2003 году импорт вырос на 25%, в 2004-м -- на 28%, в 2005-м -- на 29%. В 2006 году этот показатель, по мнению г-на Кудрина, составит 27%.
По мнению г-на Тихомирова, в сегодняшних условиях темпы укрепления рубля, а также инфляцию можно ограничить при помощи более взвешенного подхода к бюджетным расходам. По его словам, тот повышенный уровень расходов, который уже заложен в бюджете накануне выборов, «сможет оказать должный политический эффект». «Дальнейшее увеличение расходов не даст новых политических дивидендов, но может подорвать бюджетную и финансовую систему», -- полагает экономист.
Схожего мнения придерживается и главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик: «Я думаю, заявлением о необходимости сдерживать рубль депутатам дали понять, что не стоит рассчитывать на значительное увеличение расходов. Кроме того, снижение трат является одним из основных способов борьбы с инфляцией».
Заявление г-на Путина заставит еще и Центробанк РФ заметно скорректировать свои планы по кредитно-денежной политике на 2007 год. Ведь Банк России собрался в будущем году бороться с инфляцией путем дальнейшего укрепления курса рубля, но сделать это теперь не удастся.
«Вчерашняя речь президента напоминает дискуссию двухлетней давности между президентом Путиным и главой ЦБ Сергеем Игнатьевым. Как и сейчас, тогда президент настаивал на менее быстром укреплении рубля», -- напоминает главный экономист инвестиционного банка ING Юлия Цепляева.
"Два года назад ЦБ удерживал доллар от падения. Однако в конечном итоге после ускорения инфляции и новых заявлений Путина о необходимости борьбы с ней Банку России пришлось пойти на укрепление национальной валюты», -- продолжает г-жа Цепляева.
Подобная ситуация повторяется постоянно. ЦБ вынуждают сдерживать рост рубля, однако когда речь зайдет об инфляции, регулятору придется задействовать свои возможности для недопущения увеличения цен. А у ЦБ практически только один способ -- укрепить рубль. «Это своего рода компромисс, -- говорит г-жа Цепляева. -- В зависимости от макроэкономической конъюнктуры ЦБ приходится отдавать приоритет то проблеме рубля, то инфляции. В результате, как правило, заданных целевых параметров по обоим показателям достичь не удается, но и при этом слишком больших отклонений от намеченных планов нет".
В этом году, исходя из подготовленной ЦБ «Программы кредитно-денежной политики на 2007 год», регулятор решил сконцентрировать свои усилия лишь на инфляции. Банк России не стал давать прогноз относительно темпов укрепления рубля, чем, по мнению наблюдателей, по сути, снял с себя ответственность за национальную валюту. Такая позиция не устроила правительство, и ЦБ рекомендовали доработать программу.
«Вчера Путин четко дал понять, что забота о курсе рубля -- это первоочередная задача ЦБ, столь же важная, как и инфляция, -- полагает г-жа Цепляева. -- Таким образом ЦБ указали на то, что нельзя решать одну проблему за счет другой -- бороться с инфляцией, пожертвовав при этом сдерживанием укрепления рубля».
Таким образом, Банку России придется вновь лавировать между двумя задачами, а глава Банка России Сергей Игнатьев будет вынужден, как и прежде, констатировать факт, что его ведомству не удалось уложиться в заданные параметры как по инфляции, так и по курсу доллара.
«При сохранении на нынешнем уровне номинального курса рубля реальный эффективный курс по итогам года составит 9,5--9,6%, а не 7--9%, как прогнозирует ЦБ (по итогам семи месяцев реальный эффективный курс рубля вырос на 7,9%. -- Ред.). При этом инфляция превысит прогноз в 9% и достигнет уровня примерно 9,6--9,7%», -- говорит г-н Тихомиров. По его мнению, такой показатель по инфляции удовлетворит власти. «Им важно, чтобы была однозначная величина -- меньше 10%», -- уверен г-н Тихомиров. А это значит, что компромисс будет найден.
=========================================================
Владимир Путин о курсе рубля
«Я сегодня разговаривал с главой Центробанка. Центральный банк осуществляет ряд мер, направленных на сдерживание роста реального эффективного курса национальной валюты». Интернет-конференция 6 июля 2006 года.
«За полтора года он (реальный эффективный курс рубля) у нас значительно укрепился, за первую половину этого года чуть меньше, чем за тот же период прошлого года, и ЦБ будет проводить и дальше работу по сдерживанию роста реального эффективного курса рубля». Интернет-конференция 6 июля 2006 года.
«Нам не удалось сдержать рост и номинального, и реального эффективного курса рубля, что негативно сказалось на перерабатывающих отраслях экономики». Пресс-конференция 31 января 2006 года.
«Реальные доходы растут, как и зарплата, это хорошо. Но если укрепляется реальный эффективный курс рубля, у нас увеличивается объем импорта, и наши собственные производители будут испытывать определенное давление», -- подчеркнул президент на совещании с членами правительства. Тогда тему поднял министр обороны Сергей Иванов, заявивший, что укрепление рубля делает убыточными контракты в оборонной промышленности. Июль 2004 года.
«Сдерживание реального курса рубля и поддержание профицита бюджета», -- об ориентирах в экономической политике России г-н Путин говорил на саммите "большой восьмерки" в Эвиане. Июнь 2003 года.
Наталья РОМАНОВА, Михаил ВОРОБЬЕВ